"Гора в очередной раз родила мышь"
Как известно, 17 декабря 2021 года МИД РФ опубликовал подготовленные Москвой проекты договоров России с США и НАТО о взаимных гарантиях безопасности. Из этих документов следовало, что североатлантический альянс должен отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины и других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии. Также Россия и НАТО дали бы обязательства не создавать условий, которые могут быть расценены как угроза друг другу. Имелось в виду прекращение расширения НАТО на Восток и неразмещение в странах Восточной Европы ракетно-ядерных и других ударных и наступательных вооружений.
Большинство экспертов изначально скептически отнеслись к инициативе Кремля, поскольку Договор НАТО не содержит каких-либо ограничительных рамок для приема новых членов. Ссылки на обещания М.С. Горбачеву воздержаться от приема стран Восточной Европы в НАТО, якобы данные западными политиками в период воссоединения Германии и роспуска Организации Варшавского договора (ОВД), казались неубедительными. Никакой американский или немецкий политик не имел каких-либо юридических прав давать подобные устные обещания. К тому же, СССР давно уже нет, а руководству РФ даже таких гипотетических словесных реверансов никто не отпускал.
Важно также понимать, что любые поправки в текст Договора НАТО принимаются консенсусом всех стран-участниц этой организации (сейчас их уже 30). Более того, в Брюсселе считают немотивированный отказ в приеме какого-либо государства в НАТО ущемлением его суверенитета и законных прав.
10 и 12 января 2022 года в Женеве и Брюсселе прошли обсуждения между представителями России и Запада по вопросам стратегической стабильности и Европейской безопасности. Несмотря на то, что российская сторона на этих переговорах была представлена довольно опытными и квалифицированными дипломатами на уровне заместителей министра иностранных дел с привлечением военных экспертов, как и ожидалось, никаких договоренностей достигнуто не было.
Российская сторона озвучила свои проекты договоров и потребовала от США и НАТО гарантий безопасности.
Заместитель госсекретаря США госпожа Венди Шерман на своей пресс-конференции твердо заявила, что никто не может навязывать США, НАТО и каким-либо другим странам, как им вести свою внешнюю политику. "Мы не позволим никому закрыть дверь натовской "политики открытых дверей", которая всегда стояла в центре деятельности альянса. Мы не будем принимать решения о судьбе Украины без Украины, о Европе без Европы, о НАТО без НАТО", — сказала она.
Примерно в таком же ключе высказался и Генсек НАТО Столтенберг через день: "Мы не готовы идти на компромисс по фундаментальным принципам европейской безопасности - государства сами должны решать, вступать им в альянс или нет".
Говорить о том, что обсуждения в Женеве и Брюсселе были заведомо пустыми и напрасными, было бы не совсем корректным. Стороны все же озвучили свои принципиальные позиции по ключевым вопросам европейской и международной безопасности. США, НАТО и РФ проявили заинтересованность продолжить диалог по ряду отдельных вопросов повестки дня, в частности, о возможном новом Договоре о неразмещении в Европе, включая территории Украины и Грузии, ракет средней и малой дальности (РСМД).
В качестве определенного вывода из этих обсуждений российской стороне было бы весьма своевременным активизировать усилия по восстановлению мер доверия и началу прямого диалога со своими соседями: Украиной и Грузией. Как оказалось, ключ к региональной и национальной безопасности России лежит не только в Вашингтоне и Брюсселе, но и в Киеве и Тбилиси. Приходит понимание, что не только НАТО расширяется на Восток, но и бывшие советские республики пытаются повысить уровень своей безопасности за счет вступления в этот альянс. Расширение НАТО – процесс двусторонний и к нему надо бы подходить с двух сторон.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов