Сами иракцы, многие иностранные политики и эксперты все чаще говорят об Иракской Республике как о несостоявшемся государстве. Тому есть серьезные причины и основания. Слепленное британской администрацией в 20-х годах прошлого столетия во многом искусственно на базе трех бывших провинций Османской империи иракское государство, переживает очередной затянувшийся на многие месяцы правительственный кризис. В силу партийных, этнических и конфессиональных противоречий среди местной элиты парламент страны не может избрать президента и сформировать новое правительство. Сторонники победившего на прошлогодних парламентских выборах шиитского блока "Ас-Сайрун" во главе с авторитетным шиитским лидером Муктадой ас-Садром не смогли создать в парламенте необходимую для принятия решений коалицию. Поддержавших Садра голосов блока арабов-суннитов и Демократической партии Курдистана оказалось недостаточно, чтобы преодолевать вето проиранских шиитских партий, объединившихся в блок "Координационная структура" (КС).
Муктада ас-Садр вынужден был потребовать проведения новых парламентских выборов и вывел своих сторонников на массовые акции протеста. Вот уже несколько раз протестующие врывались в здание парламента страны, проводили на прилегающей территории сидячие забастовки. Армия и полиция стараются избегать столкновений с митингующими, хотя уже имеются свыше сотни пострадавших с обеих сторон. Функционеры КС, в свою очередь, пытаются проводить ответные демонстрации, столицу и ряд других крупных иракских городов лихорадит уже несколько месяцев.
Поскольку правительственные кризисы в Ираке повторяются с периодичностью каждые четыре года и приобретают все более затяжной по времени и ожесточенный по борьбе политический характер, все чаще звучат опасения о возможном распаде Ирака на анклавы, которые якобы могут стать новыми государствами или объединиться в конфедерацию. Современная история знает примеры подобных государственных катаклизмов (Югославия, Чехословакия, СССР). И, если Чехословакия относительно мирно распалась на Чехию и Словакию, то другие государства до сих пор "пожинают плоды" тех трагических событий, когда начался передел границ и людских трагедий.
При всем драматизме сегодняшней ситуации в Ираке, когда страна раздирается не только внутренними противоречиями, но и испытывает все возрастающее вмешательство со стороны внешних сил (Иран, Турция, США, арабские государства), распад ее на части был бы далеко не лучшим выходом из кризиса и вряд ли улучшил бы положение большинства населения.
Дело в том, что за годы постосманской истории страна претерпела значительные изменения в плане компактного проживания этнических и религиозных общин. Массовые депортации и переселения народов во времена правления Саддама Хусейна привели к тому, что однородных по своему составу районов страны осталось не так много.
Взять тот же Иракский Курдистан, в котором помимо курдов проживают арабы, туркоманы, курды-езиды, ассирийцы, армяне, другие. А сколько курдов проживает на так называемых "спорных территориях" (Мосул, Синджар, Киркук, Диала и т.д.)? Свыше миллиона курдов-фейли проживают в Багдаде, центральных, восточных и южных районах страны.
Примерно такая же ситуация и с арабами-суннитами, арабами-шиитами, туркоманами, которые имеют общины в Багдаде и по всей стране. Условно можно говорить о возможном распаде страны на три-четыре квазигосударства (шиитостан, суннитостан, курдистан, туркменистан), но тогда сотни тысяч, если не миллионы иракцев, окажутся на положении национальных и конфессиональных меньшинств в новых государствах. К тому же, не надо забывать про сохраняющуюся разобщенность и неоднородность политических сил вышеупомянутых четырех наиболее крупных общин Ирака.
Нынешний правительственный кризис вызван расколом внутри арабов-шиитов, которые ведут непримиримую борьбу за власть в стране. Ас-Садр пытается при этом уменьшить зависимость Багдада от Тегерана и освободиться от вмешательства иранских аятолл во внутренние дела Ирака. Если предположить, что на карте появится Шиитостан, то сразу возникнет вопрос, это будет одно государство или два Шиитостана?
Не все просто и в Иракском Курдистане. Сегодня в парламенте ДПК (барзанисты) поддерживают Ас-Садра, а ПСК (талабанисты) – его политических противников в лице проиранского КС. Соответственно, у каждой из курдских партий свой кандидат в президенты Ирака. По-разному смотрят лидеры ДПК и ПСК и на деятельность на своей территории турецкой РПК, которая во многом дестабилизирует положение на севере Ирака. Если ДПК пытается бороться с этим бандформированием, то ПСК заигрывает с апочистами, как и с иранскими спецслужбами.
Таким образом, распад Ирака на воображаемые три-четыре анклава (квазигосударства) вряд ли решит проблемы безопасности в стране и регионе, а, скорее всего, будет сопровождаться новыми вооруженными конфликтами за территории, углеводороды, водные ресурсы и т.п. Следует также ожидать активного военного вмешательства в дела Ирака со стороны соседних государств (Иран, Турция, Сирия, монархии Персидского залива). В таком случае вариант превращения Ирака в плацдарм нового вооруженного противостояния региональных держав на долгие годы по примеру Сирии вполне вероятен. Проиграют при этом больше всего граждане самого Ирака независимо от этнической или конфессиональной принадлежности.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович