Председатель КНР Си Цзиньпин 14 сентября 2022 года намерен посетить Казахстан с государственным визитом накануне саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде (Узбекистан). Обозреватели отмечают, что этот визит станет первой зарубежной поездкой главы КНР с начала пандемии коронавируса в январе 2020 года.
Казахстан не случайно выбран китайским руководителем для встречи на высшем уровне. Китай является одной из первых стран, признавших независимость Казахстана и установивших с ним дипломатические отношения еще в январе 1992 года. Государства изначально придерживались духа добрососедства, дружбы и взаимопомощи, не отходили от принципов взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды.
Следует заметить, что в Казахстане изначально проводится политика толерантного отношения ко всем этническим и религиозных группам населения страны. Здесь имеется одна из крупнейших курдских диаспор постсоветского пространства (около 70 тысяч человек), успешно функционирует Республиканское общественное объединение курдов - Ассоциация "Барбанг" ("Рассвет"). В Ассоциации имеются различные творческие коллективы: танцевальная группа "Барбанг", вокально-инструментальные ансамбли "Курдистан", "Мидия", фольклорно-танцевальная группа "Бахар", поэтические кружки и т.д. В рамках работы Ассоциации был подготовлен и вышел в свет учебник курдского языка "Zimanê kurdî", а также учебно-методический комплекс для учителей курдского языка, автором является академик К.И. Мирзоев. Под его же авторством была издана азбука курдского языка "ABC Alfabe", впервые изданная на латинице. В ряде казахских школ факультативно преподается курдский язык (курманджи).
Сотрудничество между КНР и Казахстаном постоянно развивается в сферах торговли, производственных мощностей, инвестиций, энергетики, финансов, сельского хозяйства, науки и техники, транспорта, связи и коммуникаций, в области гуманитарных наук, туризма, образования, спорта, СМИ, кино и телевидения. Взаимодействуют страны и по линии силовых ведомств, в первую очередь, по совместному противодействию терроризму и наркотрафику, успешно развивают военно-техническое сотрудничество.
Казахстан занимает важное место в китайской инициативе по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры "Один пояс, один путь". В связи с нарушением логистических и транспортных цепочек стран Центральной Азии через территории России и Белоруссии со странами Европы, особое значение для Китая приобретает паромная переправа между морскими портами на Каспии Актау (Казахстан) и Баку (Азербайджан). Железнодорожные паромы и морские суда перевозят нефтепродукты, товары народного потребления, зерно и минеральные удобрения, покрывая 253 морские мили за 18-20 часов. Паромы вмещают до 54-х железнодорожных вагонов и 35-ти большегрузных автомобилей.
Протяжённость общей границы между Китаем и Казахстаном составляет 1782,75 км., на которой действуют 5 постоянных пограничных пунктов, 5 трансграничных трубопроводов нефти и газа, 2 приграничные железнодорожные линии и центр международного приграничного сотрудничества. База двустороннего логистического сотрудничества в Ляньюньгане стала прямым выходом для Казахстана к Тихому океану, помогая казахстанской продукции прокладывать путь в Японию, Южную Корею и страны Юго-Восточной Азии.
Железнодорожный экспресс "Китай – Европа", проходящий по территории Казахстана, превратился в "караван стальных верблюдов", который стимулирует торговлю между Востоком и Западом. Согласно статистике, только за первые 11 месяцев 2021 года отправилось 11 156 въездных и выездных рейсов Китай – Европа через порт Синьцзяна в Китае, что на 26,8% больше, чем в предшествующем году, объем грузов составил 1,073 млн тонн, годовой прирост – 30,2%. Было завершено строительство автомобильной дороги Западный Китай - Казахстан.
По итогам 2021 года общий объем двусторонней торговли между странами показал положительную динамику и составил 18,2 млрд. долл. (+15,2%), включая экспорт РК – 9,9 млрд. долл. (+4,8%) и импорт – 8,3 млрд. долл. (+30,5%). Удельный вес Китая в общем товарообороте Казахстана в 2021 г. составил 24,1%. Китай уверенно занимает позиции второго по величине торгового партнера Казахстана и является крупнейшей страной назначения экспорта Казахстана. Он также занимает 4-е место (21,4 млрд. долл.) по привлеченным в РК иностранным инвестициям после Нидерландов, США и Швейцарии. Инвестиции Китая в Казахстан способствуют реализации многих проектов в областях промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, "зеленой" экономики и так далее, что вносит большой вклад в экономический рост, модернизацию промышленности, повышение уровня жизни населения и охрану окружающей среды.
Президент Токаев в феврале 2022 года принял участие в открытии Зимней олимпиады в Пекине и провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, в ходе которых были обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной сферах, а также взаимодействие в рамках многосторонних структур (ООН, ШОС, СВМДА), других региональных и международных организаций. Визит Си Цзиньпина в Казахстан можно рассматривать как ответный и подчеркивающий характер стратегического партнерства между странами. Нельзя забывать и о том, что Токаев прекрасно владеет китайским языком, обучался на курсах в китайских ВУЗах, несколько лет провел в Китае в качестве дипломата советского посольства. Президента Казахстана в Пекине называют не иначе, как "давним другом китайского народа".
Некоторые псевдоэксперты и обозреватели поспешили сделать вывод о том, что первый после пандемии визит китайского лидера в Казахстан, а не в Россию, якобы свидетельствует о некотором охлаждении в китайско-российских отношениях. Оснований к таким выводам и умозаключениям нет. Во-первых, территориально Казахстан находится в непосредственной близости к месту очередного саммита ШОС в Самарканде, во-вторых, ответный визит Си Цциньпина в Нур-Султан был заранее согласован, а в-третьих, ничего не мешает китайскому и российскому лидерам провести встречу и переговоры на полях предстоящего форума ШОС в Узбекистане, где "сверить часы" и обсудить наиболее актуальные проблемы современности и двусторонние отношения.
Вряд ли уместно говорить и о переориентации Казахстана в своих внешних связях на Китай. Скорее, речь может идти лишь о диверсификации международных отношений этого крупного центральноазиатского игрока, многовекторности его внешней политики, поисках взаимовыгодных партнеров и союзников. Россия остается базовой страной в сфере экономики и обороны Казахстана и ничего не угрожает их добрососедским, проверенных временем, отношениям. Развитие связей и контактов Нур-Султана и Москвы с Пекином как бы параллельно вполне естественно, оно вытекает из складывающейся непростой ситуации на международной арене, когда Вашингтон и его западные союзники всячески пытаются изолировать в мире Россию и ограничить сферы влияния Китая.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович