13 октября 2022 года наметился выход из почти годового правительственного кризиса в Ираке. Депутаты Совета представителей (парламента страны) выбрали президента Иракской Республики Абдель Латифа Рашида, который назначил премьер-министра - Мухаммеда Шияха ас-Судани и поручил ему сформировать новое правительство.
78-летний А.Л. Рашид - курд из племени талабани, функционер Патриотического союза Курдистана (ПСК), хорошо известен не только в Ираке, но и в Европе. Получил образование в Великобритании, еще в студенческие годы входил во всевозможные курдские оппозиционные движения за рубежом, избирался в руководящий орган Иракского национального конгресса, который выступал против режима Саддама Хусейна. По образованию и опыту работы — инженер, доктор наук (степень получил в Манчестерском университете), работал по линии международных организаций в Саудовской Аравии и Сомали, был куратором нескольких проектов Продовольственной и сельскохозяйственной программ ООН. С 2010 года и до момента избрания президентом страны был старшим советником трех последних президентов Ирака.
Несмотря на то, что Рашид обладает определенным авторитетом и опытом политического деятеля в стране и за рубежом, переоценивать его роль и значение в системе государственного управления не следует. Пост президента в Ираке носит больше представительский характер и главной ключевой фигурой в управлении государством является премьер-министр.
М.Ш. Ас-Судани родился в 1970 году, имеет степень бакалавра по специальности "сельское хозяйство", в течение ряда лет профессионально занимался сельским хозяйством и ирригацией, отраслями весьма важными для страны. Ас-Судани занимал также несколько административных должностей в провинции Майсан, в том числе и пост губернатора. Общепринято считать, что новый премьер не был замечен в каких-либо коррупционных схемах, в которых обвинялись бывший премьер аль-Малики и десятки других высокопоставленных иракских чиновников во власти, и сможет проводить относительно независимый политический курс. Однако, не следует забывать о том, с что ас-Судани был выдвинут на этот пост проиранским альянсом "Координационные силы", где весьма активную роль продолжают играть партия того же аль-Малики и бывшие проворовавшиеся иракские чиновники.
Чтобы удержаться у власти, Ас-Судани вынужден будет отрабатывать их доверие и считаться с их интересами. Первые назначения в кабинете министров свидетельствуют об отсутствии самостоятельности премьера в выборе кандидатов на посты министров. Большинство экспертов и обозревателей считают, что ожидать каких-либо резких позитивных шагов и перемен в деятельности нового правительства не приходится.
Главным дестабилизирующим в стране ситуацию фактором остается выход из парламента депутатов победившего на парламентских выборах 2021 года блока влиятельного политического и религиозного деятеля ас-Садра, отзыв его представителей из всех ветвей исполнительной власти. Это блок пытался сформировать однопартийное правительство, начать решительную борьбу с коррупцией и покончить с вмешательством иранских аятолл во внутренние дела страны. Теперь сторонники Движения ас-Садра будут выступать в качестве серьезной оппозиции парламенту и правительству и опираться на поддержку широких народных масс не только среди арабов-шиитов, но арабов-суннитов и курдов. В стране сохраняется острая востребованность в коренных реформах и переменах во власти и экономике, так что "иракская весна" вполне реальна. При этом не исключается под давлением садристов проведение в стране досрочных парламентских выборов.
Что может принести новое правительство иракским курдам? Формально ас-Судани сохраняет традиции назначения на ряд министерских постов представителей Иракского Курдистана. Так, важный пост министра иностранных дел получил представитель Демократической партии Курдистана Фуад Хусейн, а пост министра юстиции возглавил представитель ПСК Халид Шивани. Ожидается, что министерства окружающей среды и развития также могут возглавить курды.
Но вряд ли ас-Судани решится на удовлетворение требований курдов в реализации статьи 140 конституции Ирака, принятии нового закона об экспорте нефти и газа, повышении статуса территориальных войск – бригад пешмерга. Находящаяся под давлением и контролем иранских аятолл правящая арабо-шиитская верхушка в Багдаде будет и дальше саботировать все проблемы северной части Ирака, в том числе решение вопроса о так называемых "спорных территориях", откуда во времена правления С.Хусейна насильно выселялись десятки тысяч курдских семей и на их место прибывали арабы. Нет также особых надежд на помощь центрального правительства в вопросах региональной безопасности. Остатки бандформирований Исламского государства (запрещено в РФ), боевики турецкой Рабочей партии Курдистана, шиитская милиция "Хашд аш-Шааби" по-прежнему бесчинствуют и совершают теракты на севере Ирака. Не прекращают ответных ракетно-бомбовых ударов, артобстрелов и вторжений ВС Турции и Ирана. Вдоль границ с Турцией и Ираном разрушены сотни курдских деревень, продолжают гибнуть мирные жители, десятки тысяч беженцев проживают в палаточных лагерях.
Таким образом, разрешившийся, казалось бы, мирно очередной иракский правительственный кризис не внушает оптимизма и надежд на стабильность иракского государства. Вероятность новых масштабных антиправительственных выступлений, актов насилия и даже гражданской войны исключать не приходится. Народ одной из самых богатых в мире стран по запасам углеводородов продолжает жить в нищете, атмосфере страха и насилия. Высокий уровень коррупции и вмешательство Ирана во внутренние дела страны лишь усугубляют объективные трудности и проблемы Ирака.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Ирак, Абдель Латиф Рашид, ПСК, Мухаммед Ас-Судани, Курдистан