(К 100-летию Лозаннского мирного договора)
В последние десятилетия все более остро на Ближнем Востоке встает, не решенная до конца, курдская проблема. Истоки ее относятся к далекому 1923 году, когда страны-победители в Первой мировой войне юридически оформили на Лозаннской конференции распад Османской империи, закрепили территорию Турции в её современных границах, а также обозначили рубежи других новых государств на Ближнем Востоке.
Согласно Лозаннскому мирному договору, многомиллионный курдский народ с тысячелетней историей и богатой традициями культурой был лишен права создания своего национального государства. Курды – ираноязычный народ, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых в регионе, называемом Курдистаном (страной курдов). Курдские племена, эмираты, княжества были искусственно разделены границами трех новых государств (Турции, Ирака и Сирии). По мандату Лиги наций Великобритания курировала создание на основе трех османских провинций (Мосул, Багдад и Басра) Ирака, а Франция отвечала за будущую Сирию и позже за выделенный из нее Ливан.
Курды оказались на положении национальных меньшинств в трех новых государствах, плюс к этому несколько миллионов курдов продолжали оставаться в шахском Иране. В Лондоне, Париже и Вашингтоне меньше всего заботились о судьбе курдов, как и о судьбе других этноконфессиональных меньшинств региона. Давно опробованный принцип внешнего управления колониального периода "разделяй и властвуй" нашел широкое применение в новых государствах. Английская администрация опиралась в Ираке на местную верхушку из числа арабов-суннитов, французская в Сирии – на арабов-суннитов и алавитов. В отношении курдов неоколонизаторы и их вассальные местные власти изначально взяли курс на насильственную ассимиляцию и подавление всех форм протеста вооруженным путем. Примерно также действовали турецкие власти во главе с Кемалем Ататюрком, заявляя, что в Турции нет курдов, а есть лишь горные турки. С получением реальной независимости Ирака и Сирии уже после окончания Второй мировой войны, череды военных переворотов и насильственных смен правительств репрессии против курдов со стороны центральных правительств в Дамаске и Багдаде только усилились. Не ослабевал террор властей против курдов в Турции и в Иране.
Десятки лет турецкие курды вели вооруженную борьбу за свои национальные права и свободы, а после подавления восстаний военной силой, курдские повстанцы перешли к партизанской войне. Это вооруженное противостояние длилось несколько десятилетий и унесло жизни десятков тысяч турецких граждан с обеих сторон конфликта.
Общим явлением во всех четырех странах компактного проживания курдов были их депортации из приграничных районов в малопригодные для занятий сельским хозяйством и проживания пустынные районы, создание вдоль государственных границ так называемых "поясов безопасности" и фортификационных сооружений с размещением войск, заселение освободившихся приграничных населенных пунктов представителями титульных наций (турками, арабами, персами) .
23 августа 1962 года сирийское правительство провело специальную перепись населения в провинции Аль-Джазира, населённой преимущественно курдами. В результате переписи около 120 тысяч курдов (20 % от тогдашней общей численности сирийских курдов) были лишены сирийского гражданства. Организовано это было таким образом, что многие курды, имевшие сирийские удостоверения личности, сдавали их якобы для обмена и ничего не получали взамен. Курды, не получившие нового удостоверения личности, получали статус иностранцев, а те, кто не участвовал в переписи населения, получали ещё более низкий статус - незарегистрированных. Эти статусы делали курдов абсолютно бесправными: они не могли устроиться на работу, служить в армии, полиции, получить образование, владеть собственностью, участвовать в политике и вступать в брак. В некоторых случаях дискриминация проводилась даже внутри курдских семей: родители имели сирийское гражданство, но его не давали детям, или давали гражданство одному ребёнку, но отказывали в гражданстве его родным братьям и сёстрам. Курды, потерявшие гражданство, как правило, изгонялись со своих земель, которые государство отдавало арабским поселенцам. К началу гражданской войны в Сирии в 2011 году лишенных гражданства курдов оказалось уже около 300 тысяч человек.
Своего апогея репрессии против курдов достигли после прихода к власти в Сирии и Ираке националистов из партии Баас (ПАСВ), что в переводе означает - Партия арабского социалистического возрождения. Во времена правления Хафеза Асада в Сирии и Саддама Хусейна в Ираке силовое решение курдского вопроса стало основным. Курдские активисты подвергались судебным и внесудебным преследованиям, запрещались все курдские политические и общественные организации, курдский язык и даже национальная одежда. В случае протестных акций или восстаний против курдов применялись тяжелые виды оружия, авиация, стирались с лица земли целые деревни. В марте 1988 года химической атаке саддамовских ВВС подвергся курдский город Халабджа на границе Ирака с Ираном, в результате от применения иприта и других нервно-паралитических газов тогда погибло до 5000 мирных жителей, еще около 10000 пострадали. В настоящее время курды являются четвертым по численности этносом региона и одним из наиболее крупных народов мира, лишенным своего государства (свыше 45 миллионов человек).
Турецкие курды
Самый большой массив курдской этнической территории занимает юго-восток и восток Турции в районе озера Ван и города Диярбакыра. В Иране курды населяют останы Илам, Курдистан и Западный Азербайджан, а также прилегающие к ним районы останов Хамадан и Зенджан. В Ираке также представлены три курдских субэтноса (с юга на север): южные курды с гурани, сорани (в районе Киркука и Сулеймании) и курманджи (в районе Эрбиля и Мосула), населяющих восточные и северо-восточные районы страны. В северной Сирии проживает до 4-х миллионов курдов, преимущественно курманджи. Большинство курдов – мусульмане-сунниты.
Сами курды и большинство их сторонников считают, что имела место историческая несправедливость. Ведь в Османской империи курды, турки и арабы были на равных, властвовал над ними султан, носивший титул халифа, то есть – легитимный правитель. В империи не различали национальности жителей, все были поданными султана. Но с 1923 г. неоколонизаторы насильно отдали курдов под господство турок и арабов, которые еще недавно были такими же подданными общей империи, как и курды. Отсюда и корни конфликта между правящими кругами вновь образованных трех стран из числа титульных наций и лишенными всех прав курдскими меньшинствами. Особую остроту этому конфликту придает тот факт, что курды проживали на этих землях тысячелетиями, т.е. были автохтонным народом, а арабы и турки пришли сюда как завоеватели гораздо позже.
В конце XIX века национально-освободительное движение курдов активизировалось, были даже попытки провозглашения курдского государства или автономий. Но эти движения носили локальный характер и были сразу же подавлены. На уровне вековой мечты или идеи подавляющее большинство курдов по-прежнему выступает за создание своего национального государства. Однако, у курдов сегодня нет общенационального лидера, общей политической платформы, какой-либо партии, движения или даже общественной организации. Разделенность государственными границами, горным ландшафтом местности, вековая племенная и клановая обособленность затрудняют интеграцию курдов. Можно констатировать, что их борьба за свои национальные права и свободы приобрела как бы фрагментарный характер, т.е. каждая курдская община самостоятельно решает свои проблемы.
Наибольшее число курдов (около 20 млн) проживает в Турецкой Республике. Как выше отмечено, власти Турции традиционно придерживаются политики пантюркизма и не допускают проявлений любых форм национализма или сепаратизма. К настоящему времени президенту Турции Р.Т. Эрдогану удалось подавить в стране вооруженное сопротивление боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), большая часть из которых вынуждена была разоружиться или мигрировать в соседнюю Сирию или труднодоступные районы на стыке границ Турции и Ирака (Кандильские горы). Лидер РПК Абдулла Оджалан отбывает пожизненное тюремное заключение, его соратники мигрировали в страны Европы. Турецкие спецслужбы жестко контролируют все курдские политические и общественные организации. Интересы курдов в парламенте (меджлисе) представляет прокурдская Партия демократии народов (ПДН), которая борется с легальных позиций за равные права всех этнических групп и конфессиональных общин страны. Эрдоган пытается привлечь на свою сторону курдский электорат накануне выборов, совершает поездки в районы компактного проживания курдов, обещает их ускоренное социально-экономическое развитие, послабления в использовании курдского языка в системе государственного обучения и СМИ.
Одновременно, Анкара требует от правительств европейских государств депортаций функционеров РПК, проводит военно-карательные операции в приграничных районах Сирии и Ирака, где якобы сохраняются военные базы и лагеря боевиков РПК. По оценкам экспертов, какой-либо угрозы турецкому государству курды давно уже не представляют. Лидеры турецкой РПК сняли лозунг создания курдского государства или автономии на территории Турции. А. Оджалан предлагает вариант мифической Конфедерации народов Ближнего Востока, где все народы будут жить в мире и дружбе. Сирийские и иракские курды границу с Турцией не нарушают. Похоже на то, что жупел курдской угрозы используется турецкими властями для консолидации турецкого общества на базе идеологии национализма и исламизма, а также для военных операций в северных районах Сирии и Ирака, которые Эрдоган считает исконно турецкими территориями.
Иракские курды
Наибольших успехов в своем самоопределении добились иракские курды (около 8 млн). В новой постсаддамовской Иракской Республике курды получили статус субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями. В Иракский Курдистан вошли четыре северные провинции: Эрбиль, Дахук, Сулеймания и Халабджа). У региона есть свой флаг, гимн, президент, правительство, свод законов, территориальные войска (бригады пешмерга), полиция, спецслужбы, два международных аэропорта, аккредитовано около 40 иностранных диппредставительств, регион имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Второй по важности пост в государстве - президента занимает представитель курдов.
Это не значит, что нет нерешенных вопросов в отношениях региона с федеральным центром, но курды предпочитают решать их за столом переговоров. Наиболее острая проблема – это "спорные территории" (Киркук, Дияла, Синджар), откуда во времена правления Саддама Хусейна были депортированы курды и вместо них заселены переселенцы-арабы. В соответствии со статьей 140 Конституции Ирака, текст которой был составлен в 2005 году, предполагались: возвращение в провинцию Киркук вынужденных переселенцев, перепись населения и референдум для определения статуса провинции. Однако, из-за саботажа правительства в Багдаде требования этой статьи Конституции так и не были реализованы. Сохраняются разногласия между властями региона и центра по вопросу добычи и экспорта углеводородов Иракского Курдистана, содержания бригад пешмерга и т.д. Определенная напряженность между Эрбилем и Багдадом возникла и в период нашествия боевиков "Исламского государства" (запрещено в РФ). Иракские вооруженные силы (около 300 тысяч человек) позорно бежали, бросив вооружение и боевую технику, отдав без боя джихадистам административный центр провинции Ниневия г. Мосул, Синджар и другие города на северо-востоке и в центре страны. Курды-езиды подверглись геноциду боевиков ИГ. Курдские ополченцы региона были вынуждены самостоятельно защищать территорию Иракского Курдистана.
25 сентября 2017 года после освобождения оккупированных ИГ районов в Иракском Курдистане и на "спорных территориях" прошёл референдум о независимости от центрального правительства в Багдаде. 72 % из 5,2 млн. избирателей, имевших право принять участие в голосовании, воспользовались им (примерно 3,3 млн чел.). Из них 92,73 % проголосовали в пользу независимости Курдистана. Следует заметить, что голосовали не только курды, но и проживающие в регионе арабы, туркоманы, армяне, ассирийцы. Реакция Багдада, Анкары и Тегерана, как и ожидалось, была крайне негативной. Региону объявляли блокаду, грозили военным вторжением. Тогдашний президент ИК Масуд Барзани успокоил правителей Ирака и сопредельных стран. По его словам, важным было выяснить лишь мнение населения по этому вопросу, а реализация итогов референдума может занять длительное время. Дословно он сказал, что "этим будут заниматься дети нынешних политиков, а возможно и их внуки".
Сирийские курды
В более драматичной ситуации оказались сирийские курды (около 4 млн человек). "Арабская весна" спровоцировала в Сирии гражданскую войну, в которой с одной стороны оказались правительственные войска с опорой на арабо-алавитское меньшинство страны и Иран, с другой – вооруженная оппозиция и радикальные исламистские группировки с опорой на арабо-суннитское большинство и туркоман. Противников Дамаска поддержали турецкие войска, оккупировав значительные территории на севере страны. В условиях ожесточенного противостояния формированиям оппозиции и исламистов, а также под угрозой наступления джихадистов ИГ, Башар Асад вынужден был вывести свои войска и административный аппарат из северных провинций, где компактно проживали курды. Оставшись один на один с хорошо вооруженными джихадистами, курды вынуждены были самоорганизоваться, создать органы самоуправления, отряды ополченцев и дать отпор наступавшим. Наиболее ожесточенные и длительные бои шли на подступах к городу Кобани. С помощью соплеменников из Ирака и Турции, а также при поддержке ВВС США и международной коалиции курды смогли отстоять Кобани и в последующих боях освободить от боевиков ИГ столицу Исламского халифата г. Ракку и весь Восточный берег реки Евфрат.
Возникла Автономная администрация северной и восточной Сирии или Сирийский (Западный) Курдистан — самопровозглашённое де-факто курдское федеративное государственное образование на северо-востоке Сирии. Сами курды называют этот автономный район Сирии "Рожава". Курдские ополченцы успешно взаимодействуют с отрядами арабских племен Заевфратья, ассирийцами и туркоманами и вместе с ними составляют так называемые Сирийские демократические силы (СДС), которые поддерживает небольшой контингент сил специального назначения и армейской авиации США.
Под предлогом того, что в рядах курдских ополченцев есть турецкие курды, а символика и идеология ведущей партии "Рожавы" - Партии демократического союза (ПДС) близки или идентичны турецкой РПК, турецкие войска при поддержке своих прокси-сил провели уже несколько военно-карательных операций против сирийских курдов и оккупировали административный район Африн. Не поддерживает создания курдской автономии и Дамаск, который не допускает варианта создания каких-либо автономных районов или субъектов федерации в САР. Как следствие, представители сирийских курдов не приглашаются на переговоры в Астане и Женеве по проекту будущей конституции, Асад и его окружение требуют разоружения курдских ополченцев и передачи под контроль правительства всех территорий на севере и северо-востоке страны, включая месторождения нефти и газа.
Трудно сказать, что ожидает сирийских курдов на перспективу. Слишком много у них врагов и мало союзников. Оказавшись между турецким молотом и наковальней из Дамаска, они могут пойти на мирные переговоры с представителями Асада. Но пока их поддерживает контингент ВС США такой вариант развития событий маловероятен.
Иранские курды (около 12 млн) продолжают начатую еще во времена правления шаха трудную борьбу за свои национальные права. Исламская революция в Тегеране 1979 года и приход к власти духовного шиитского лидера Хомейни лишь обострили курдскую проблему в Иране. Интересы курдов представляет Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК) - левая запрещенная партия в Иране. Значительная часть ее функционеров и боевиков вынуждена была мигрировать в северный Ирак. Кроме этого, есть еще "Партия свободной жизни в Курдистане" — "Пежак" (PJAK), выступающая за самоопределение, культурные и политические права курдов в Иране. Считается, что эта партия является иранским филиалом турецкой Рабочей партии Курдистана. Обе партии ведут на территории Ирана подпольную и партизанскую борьбу, курдских активистов и боевиков бросают в тюрьмы и подвергают смертной казни. Чтобы снизить накал напряженности в курдской общине Ирана власти периодически уделяют внимание наиболее отсталым в социально-экономическом отношении районам Иранского Курдистана. В случаях нападений курдов на военные объекты, полицейских и военнослужащих иранские власти осуществляют ответные карательные операции, проводят ракетно-артиллерийские обстрелы лагерей и баз иранских курдов в Иракском Курдистане.
Можно констатировать, что муссируемой отдельными экспертами и политиками угрозы создания Великого Курдистана и распада четырех государств Ближнего Востока в обозримом будущем нет и быть не может. Жупел курдской угрозы носит искусственный характер и распространяется властями для оправдания своих антиконституционных действий и карательных мер в отношении курдских меньшинств. Каждая из курдских общин Турции, Ирака, Сирии и Ирана развивается и самоопределяется своим специфическим путем. Сегодня для курдов главным является не создание какого-то нового мифического государства, а равные права и свободы с титульными нациями тех государств, в которых курды оказались волею судьбы. К тому же, следует учитывать, что время создания этнически однородных государств уходит в прошлое. Только в Иракском Курдистане проживает помимо курдов около миллиона арабов, туркоманов, ассирийцев, армян и представителей других этносов. А свыше миллиона курдов-фейли проживает в Багдаде и в западных провинциях Ирака. Примерно такая же ситуация в Сирийском Курдистане. Ведь сирийские курды оказались и в Алеппо и даже в Дамаске. Оснований для упреков курдов в стремлении к сепаратизму также нет, наоборот, в Ираке они играют роль посредника в поисках компромиссов между партиями арабов-суннитов и арабов-шиитов. Во многом благодаря усилиям лидера иракских курдов Масуда Барзани удавалось преодолевать не один затяжной правительственный кризис в стране. Курды толерантны с точки зрения отношений с представителями других этнических групп или конфессий. Их активное участие в борьбе с ордами боевиков Исламского халифата в 2014-2018 гг. показало, что курдские ополченцы не только смогли в ожесточенных боях отстоять свои исконные территории, но и внесли решающий вклад в дело дальнейшего разгрома бандформирований джихадистов в наземных операциях. На фоне общей пассивности властей и ВС Турции, Сирии и Ирака в те трагические годы, когда джихадисты контролировали до половины территорий этих арабских стран и реально угрожали взятием Багдада и Дамаска, мужество и отвага бойцов курдских бригад пешмерга (в переводе на русский язык означает - "смело смотрящих в лицо смерти") сыграли решающую роль в освобождении стратегически важных городов Мосула (Ирак) и Ракка (Сирия), других оккупированных боевиками ИГ земель.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук
Теги: Станислав Иванов