Как известно, действующему президенту Турецкой Республики Р.Т. Эрдогану не удалось набрать в первом туре больше 50 % голосов избирателей и тем самым одержать победу на очередных президентских выборах, всего лишь 4 % отделили его от лидера блока оппозиционных партий Кемаля Кылычдароглу.
Оба соперника настроены на решительную победу во втором туре 28 мая т. г., что предвещает еще более острую политическую борьбу, чем это имело место накануне. Эрдоган рассчитывает продолжить агрессивную пропагандистскую кампанию с поездками по стране, поддержать высокую политическую активность своих сторонников и, соответственно, обеспечить их явку на выборы. К. Кылычдароглу, в свою очередь, надеется на поддержку не только электората блока шести оппозиционных партий под названием "Народный альянс", но и части сторонников выбывшего из выборной гонки третьего кандидата в президенты Синана Огана, за которого проголосовали в первом туре свыше 5 % избирателей.
Пожалуй, впервые в своей карьере Р. Эрдоган сталкивается с таким острым соперничеством в борьбе за президентское кресло. И хотя многие эксперты и политики все же предсказывают победу действующему президенту во втором туре, интрига выборов главы турецкого государства сохраняется.
Дело в том, что турецкое общество продолжает оставаться расколотым практически пополам. Значительное число турецких граждан продолжает поддерживать Эрдогана, несмотря на весьма сложное финансово-экономическое положение страны, высокий уровень инфляции, падение курса национальной валюты, тяжелые последствия масштабного землетрясения, наличие свыше 3,5 млн сирийских беженцев и т.п. негативные моменты. Эти избиратели видят в Эрдогане и правящей Партии справедливости и развития (ПСР) гарантию стабильности внутриполитической обстановки в стране и продолжения независимого внешнеполитического курса. Они опасаются каких-либо радикальных перемен внутри страны и втягивания Турции в орбиту конфронтации Запада с Россией.
Сторонники возглавляемого К. Кылычдароглу оппозиционного блока партий выступают за давно назревшие в стране реформы, за возврат к парламентской форме правления, отказ от волюнтаризма во власти, большую демократичность общества, курс на интеграцию Турции в ЕС при сохранении взаимовыгодных отношений с Россией и другими сопредельными государствами. Лидеры оппозиции заявляют о готовности нормализовать отношения с Дамаском, решить проблему сирийских беженцев, прекратить военно-карательные операции против сирийских курдов и т.д. Последнее оказалось весьма важным для привлечения на сторону "Народного альянса" голосов миллионов турецких курдов и других национальных и конфессиональных меньшинств.
Безусловно, к предвыборным заявлениям и обещаниям Эрдогана и Кылычдароглу нужно относиться с некоторой долей скепсиса. Как часто в таких случаях бывает, многое из заявленного кандидатами в ходе избирательной кампании может быть не реализовано. Также не совсем правильным было бы навешивать какие-то однозначные ярлыки на кандидатов, считая, например, Эрдогана независимым пророссийским политиком, а Кылычдароглу – прозападным. Исходить надо из того, что оба кандидата являются патриотами Турецкой Республики и стремятся в меру своих сил и возможностей служить турецкому обществу. Каждый из них по-своему понимает выгоду для турецких граждан и отдает предпочтения тем или иным зарубежным партнерам.
Вряд ли следует излишне драматизировать острую предвыборную кампанию в Турции. В любом случае, кто бы не победил во втором туре, ожидать каких-либо резких изменений во внутренней или внешней политике страны не приходится. Если Эрдоган одержит победу, то он вынужден будет считаться с мнением почти половины населения страны, которые голосовали за кандидата от оппозиции и его программу. Очевидно, накал антиамериканской и антизападной риторики после выборов у него спадет, и Эрдоган продолжит традиционное сотрудничество с Вашингтоном и Брюсселем, как того хотели бы и лидеры оппозиции. Ведь финансы, экономика, военно-промышленный комплекс Турции очень тесно связаны с Западом. Вряд ли есть альтернатива и нормализации отношений Анкары с правительством Асада, решению проблемы сирийских беженцев.
В свою очередь, Кылычдароглу, в случае прихода к власти, вынужден будет придерживаться внешнеполитического курса своего предшественника, в частности, сохранять взаимовыгодные, добрососедские отношения с Россией.
Что касается внутренней политики, то оппозиционному альянсу будет непросто вырабатывать единые подходы и принимать важные решения, поскольку эти шесть партий объединились в блок лишь накануне выборной кампании. Одна из них относится к левым, остальные – к правым. Достижение консенсуса по составу нового правительства, поправкам в конституцию и т.д. при отсутствии большинства в парламенте (меджлисе) могут затруднить или даже парализовать работу центральной власти. Большую роль в команде Кылычдароглу будут играть поддержавшие его весьма авторитетные и сильные политики – мэры Стамбула и Анкары. Якобы им обещаны посты вице-президентов в случае победы оппонента Эрдогана.
Кылычдароглу придется также учитывать мнение сторонников Эрдогана и сохранившей свое лидерство в меджлисе ПСР. Как бы в Турции не получилось варианта постсаддамовского Ирака, когда вновь избранный парламент до года не мог сформировать новое правительство. Нередко дебаты в стенах иракского парламента выливались в столкновения противоборствующих сторон на улицах Багдада, сопровождались актами насилия и человеческими жертвами. Этот печальный опыт стоит учитывать и не допускать подобных катаклизмов в Турции.
Таким образом, в преддверии второго тура президентских выборов в Турции хотелось бы пожелать турецкому обществу спокойствия и выдержки. Кто бы не победил на выборах 28 мая, Турецкая Республика продемонстрирует еще раз способность демократическим путем избирать своего лидера. Есть определенная уверенность в том, что 85-миллионный турецкий народ сделает свой правильный выбор в интересах большинства граждан и продолжит свое поступательное движение по пути мира и прогресса.
17.05.2023
Станислав Иванов,
к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН