В данном исследовании, посвященном езидской святыне и основанном на повествовании о Сотворении мира, как изложено в священном писании "Черная Книга" и других источниках, представ лена идея о божественном творении зиккурата, архитектурные элементы которого соответствуют солнцу, небу и земле, как бы связывая мир земной с миром небесным. Присутствие подобной храмовой симво лики в зиккурате Лалиш, пронизанной культовыми мотивами, в этой работе не случайно. Оно основано на религиозном учении, тексты которого предлагают альтернативное, идеализированное видение земного храма как места постоянного невидимого присутствия Бога на Земле. Верховный архангел Малик Таус представлен как верный последователь священнического служения, покровитель езидской общины и защитник их святилища, получающий откровение об истинном от самого Всевышнего. Величественный миф веры в Святая Святых, в божественное творение зиккурата, представший перед первоезидами в начале Сотворения мира, служит цели представления зиккурата Лалиш как архетипического образа, которому Бог придал "идею священства" и которому езиды поклоняются на протяжении многих тысячелетий. Мотивы зиккурата и его священства, содержащиеся в езидском священном писании и других исторических сочинениях, оказывают важное влияние на развитие езидской религиозной традиции, в которой изложены откровения об идеализированном храме.
Религия неразрывно связана с мировой историей и по сегодняшний день является одной из важнейших частей общественной жизни человечества. Во все времена храмы являлись наиболее значимыми сооружениями любой религиозной общины, которые к тому же строились сообща, так сказать, "всем миром". На сегодняшний день каждая из религий имеет свои религиозные сооружения, которые отличаются своеобразием архитектуры, и по их облику легко определить, какой конфессии принадлежит тот или иной храм.
Езидизм (2)— одна из древнейших религий мира. Это монотеистическая религия, и ее последователи известны как езиды. Религия основана на учении о Сотворении мира Богом при помощи семи Великих Ангелов. Приверженцы езидизма верят, что Бог возлюбил их общину и назначил им в покровители своего верховного ангела Малика Тауса (3), что в переводе означает Ангел Солнца и Луны, или же Ангел Света и Тьмы. Испокон веков езиды считают себя "народом Малика Тауса", то есть своего ангела-покровителя.
С глубокой древности по сей день у езидов есть свои святыни с уникальным архитектурным стилем, которые называют "зиккурат." (курд. зиарат) (4), что в переводе с курдского означает "святое место", предназначенное для посещения верующих в единого Бога, совершения ими богослужений и религиозных обрядов. Термин "зиккурат" имеет более широкое понятие, чем храм, и включает в себя землю, культовое сооружение, называемое "кубе (курд. Qube)" (5), а также другие сооружения, предметы, растения и даже камни, расположенные на этой земле. В священном писании "кубе" представляется как "дом для собрания верующих" или "дом молитвы", и его даже называют "дом Господа (курд. Mala Xwede)". Согласно учению, в храме всегда присутствует невидимый для человека Бог в окружении ангелов и святых.
В священном писании езидам даны пояснения от Всевышнего, каким должно быть место для богослужений и каким по архитектуре должен быть храм (Qube). Езидский зиккурат представляет собой ступенчатое сооружение в виде пирамиды, в основе которого стоит прямоугольное или четырехугольное ступенчатое сооружение, на поверхности которого возвышается конусовидный купол с острыми гранями. Езидское духовенство — шейхи и пиры (далее по тексту священники) объясняют это так: "Четыре угла здания символизируют четыре стороны света, количество ступеней (уровней) может быть от трех до семи, но наиболее примечательная часть езидского храма — купола, которые являются самой главной особенностью сооружения: конусовидная форма с широким основанием и зауженной вершиной символизирует устремленность вверх, к Богу; острые грани куполов символизируют лучи солнца; навершие купола, увенчанное медным шаром, символизирует земной шар, а направленный ввысь заостренный наконечник символизирует, что все на земле подвластно Богу". Каждый купол традиционно посвящается одному из почитаемых в общине святых (6) или какому-то важному для общины памятному событию. Если куполов несколько и они имеют разную величину, то подобно иерархии езидского общества больший по размеру купол посвящается наиболее старшему по чину почитаемому святому.
Снаружи стены езидского храма просты, без каких-либо украшений. Интерьер его также прост, в нем нет никаких изображений, икон или мозаики. Как объясняют езидские священники, подобный интерьер зиккурата — это древняя традиция. Зиккурат — это особое место нахождения человека пред Богом. Когда человек находится в зиккурате и обращается к Богу, его ничто не должно отвлекать от молитвы, он должен быть полностью сосредоточен на общении со Всевышним. Когда человек приходит в храм и предстает перед Богом с молитвой, ему надо думать над тем, что он хочет сказать Богу, что хочет Ему открыть или о чем просить. В храме надо пребывать в молитве, а не в разговорах или в восторгах от увиденного.
Из мировой истории известно, что зиккураты существовали во многих городах Месопотамии (7). Подобные сооружения возводились в древних государствах — Шумере, Мидии, Египте, Вавилоне и Сасанидской империи. В них собирались верующие для вознесения молитв во время постов и религиозных праздников, в них выступали цари, учили религиозные гимны, обсуждались общественные дела. По своему архитектурному облику и назначению современные езидские зиккураты очень напоминают шумерские и вавилонские зиккураты — ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной. Немаловажным фактом, свидетельствующим об отношении езидов к этим цивилизациям, является и то, что, зная современный курдский язык, можно расшифровать множество древних терминов, например, Гильгамеш (человек-бык), Навуходоносор (красное божество), Вавилон (отечество) и т. д. Известно, что вавилоняне называли себя "мер бабили", что в переводе с курдского буквально означает "мужчины Вавилона". Есть еще много других оснований считать езидов потомками вышеназванных цивилизаций. Например, сохранившееся у них кастово-теократическое устройство общества, поклонение солнцу, похожие ритуалы, обычаи и т. д. Но самое главное — это автохтонное проживание на этой земле и историческая память народа, которая связывает их с древними государствами.
Как видим, современный езидский зиккурат, как и его предшественник в древней Месопотамии, представляет собой многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумеровавилонской архитектуры — башню из поставленных друг на друга усеченных пирамид — от 3 у шумеров до 7 у вавилонян (8), устремленных ввысь к Богу и имеющих классический интерьер без всяких украшений. Известно, что главный вавилонский храм, который был построен царем Набу, назывался храмом Эзида. У езидов цифра "7" до сих пор является сакральной и связана с числом Великих Ангелов, которых, как известно, семь. Весьма интересное определение зиккурата содержится в Библии [Бытие, глава 11:1—9], где, в частности, говорится, что "после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, который разговаривал на одном языке. В Междуречье (в нижнем течении Тигра и Евфрата), в городе Вавилон, люди решили построить башню, которая, по их замыслу, своей вершиной должна была достать до неба. Строительство башни было прервано Богом: чтобы усмирить их гордыню, он дал людям разные языки, тогда они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство башни, из-за чего рассорились и разошлись по всей земле".
Примечательно, что библейское предание о Вавилонской башне, строительство которой вело на небеса, но привело к появлению языковых барьеров, показывает, что люди всегда стремились подойти поближе к Богу. Ведь не зря архитектура зиккурата символизирует вертикаль, связывающую мир земной с миром небесным, и как бы считается "лестницей в небо". Жорж Ру пишет: "В глубоко религиозном сознании шумеров эти огромные, но в то же время удивительно воздушные сооружения были "молитвами из кирпичей" (по аналогии с готическими соборами, ставшими "молитвами из камня"). Они служили постоянным приглашением богам спуститься на землю и в то же время выражением одного из важнейших стремлений чело века — подняться над своей немощностью и вступить в более тесные отношения с божеством" [Жорж Ру, 2016, с. 81].
Точно так же в религиозном сознании современных езидов храмы лестничного типа служат постоянным приглашением богам спуститься на землю и в то же время желанием любого глубоко верующего человека подняться выше, так сказать, поближе к Богу. Примечательно, что в некоторых современных езидских зиккуратах, как в и древнем Вавилоне [см. Геродот, 1972, с. 68, п. 182], предусмотрено специальное ложе, а в деревнях во всех домах езидов до сих пор сохраняется обычай содержать в доме отдельно застланную постель, называемую "стер", которая, по преданию, предназначена для Бога и ангелов, на случай если они захотят посетить их дом и провести ночь на этом ложе.
Возможно, поэтому с тех пор идея "лестницы в небо" от шумеро-вавилонских зиккуратов и египетских пирамид не перестает встречаться в самых разных архитектурных сооружениях по всему миру — от культовых, которые, по замыслу их создателей, должны быть выше остальных зданий в округе, до современных небоскребов. Такой архитектурный подход сложился в глубокой древности, когда считалось, что на это воля Бога или божеств, и представление такое укоренилось в подсознании людей на многие тысячелетия.
Зиккурат Лалиш
С древних времен по сегодняшний день одним из главных зиккуратов езидской общины является храмовый комплекс Лалиш. Время возникновения зиккурата Лалиш точно не известно. С точки зрения езидской мифологии, Лалиш — не что иное, как божественное чудо, явленное езидам самим Творцом в ходе Сотворения мира, храм построен людьми по замыслу Творца и выступает символом его постоянного присутствия на земле. Согласно преданию, изложенному в священном писании "Черная Книга" (9), мир был сплошным океаном. В начале Сотворения мира Бог отправил ангела Гавриила (курд. Джабраил) на то место, где сейчас находится Лалиш. Он опустил в воду закваску, после чего создалась твердь и образовалась суша, а от океана на этом месте остался источник "Каниа Спи (Белый источник)", считающийся святым. После этого Бог с семью Великими Ангелами сошел на землю и поселился на горе Лалиш, а затем вместе с ними приступил к Сотворению мира. В Лалише есть участок земли, который считается "пупом земли". По преданию, на этом месте находился Эдем, здесь из четырех стихий (земля, воздух, огонь и вода) был сотворен первочеловек Адам, здесь появились на свет первые люди. Святость Лалиша упоминается во многих религиозных гимнах езидов, в частности в "Afrindim Kiniate (Сотворение мира)", "Zebuna Meksfir (Зарождение)", Medhe Xwede (Восхваление Бога), Sehda Din (Свидетельство веры) и др.
Святой Лалиш находится в горной долине в 53 километрах от города Духок (в некоторых источниках — Дейок (10)), который в средние века являлся столицей езидского царства Дассн, образованного езидами после распада Сасанидской империи, а в XII в. н. э. преобразованного шейхом Ади в княжество Шехан. Наряду с Богом и святыми ангелами зиккурат Лалиш является единственным рукотворным сооружением, обязательным для поклонения у езидов. Это главное место в езидской жизни — здесь совершаются богослужения, проводятся все религиозные обряды и праздники; здесь издаются каноны, обязательные для всех езидов; сюда верующие приходят молиться, исповедоваться и каяться.
Зиккурат Лалиш — главный центр езидской религии. Для езидов он — как Ватикан для христиан или Мекка для мусульман. Езиды верят, что образ их святыни был создан на небесах, и свыше было указано место, где он по сей день находится. По преданию, именно на этом месте находился легендарный библейский "Райский сад". Земля, вода, каждый камень, каждое дерево, куст и даже воздух считаются здесь святыми до такой степени, что рубка деревьев, охота, несогласованное строительство и тому подобное не только на территории Лалиша, но и в близлежащей округе запрещены. Вся утварь обладает святостью, поскольку служит священным целям, религия регламентирует правила их использования, к ним обязует относиться бережно и сохранять для потомков. Езидский тарикат (религиозный закон) гласит: "Держите это место в чистоте для молитв, повиновения, терпимости и прощения".
Лалиш представляет собой храмовый комплекс из множества построек, расположенных на святой земле и огороженных каменным забором. Зиккурат включает в себя площадь для торжественных мероприятий, несколько храмов с традиционными куполами, кельи священнослужителей (шейхов и пиров), алтарь для совершения ритуальных жертвоприношений, жилые комнаты для служителей (монахов). Также здесь есть зал для приема гостей, жилые комнаты для паломников, кухня для приготовления и приема пищи, подсобные и другие помещения. Самое святое, что есть в любом храме,— это комната для хранения священных свитков и санджака (11). В эту комнату вход ограничен даже для посвященных. К зиккурату примыкают двор и несколько строений, служащие местом отдыха паломников во время постов и праздников. На территории зиккурата два святых источника — "Каниа Спи" и "Замзам", воду из этих источников при меняют для освящения (крещения) детей, омовения и других ритуальных целей.
Зиккурат доступен для всех езидов, независимо от сословия или личных взаимоотношений в любое время, и никто не вправе запрещать или ограничивать туда доступ верующих. Любой езид может прийти в зиккурат к священнику (пиру или шейху) с просьбой или за сове том, например, если хочет знать, как ему поступать в той или иной ситуации или за помощью. В зависимости от его ситуации священник либо помогает ему советом, либо указывает пути решения проблемы — то есть всегда подсказывает, как поступить в том или ином случае. В зиккурат могут прийти и иноверцы с добрыми помыслами. На территории зиккурата все должны соблюдать тишину и спокойствие. Категорически нельзя использовать святыню для низменных целей, например, для выяснения отношений, решения каких-либо личных проблем или для коммерческих сделок.
Езидский тарикат требует, чтобы человек приходил в зиккурат "с чистой душой, чистым телом и в чистой одежде". Учение гласит: "Xwede hes ji mirove paqij dike (Бог любит чистых людей)". Одежда должна быть скромной и благопристойной, лучше всего придерживаться светлых тонов (12). В зиккурат следует заходить без обуви. По всей территории зиккурата независимо от погоды или времени суток в знак уважения к святой земле следует ходить босиком. Почти до середины ХХ века в зиккуратах женской части не было, их туда просто не допускали. Позже женщины стали допускаться, но для них было отведено отдельное помещение. Почти до конца ХХ в. мужчины и женщины молились отдельно. В последнее время это ограничение снято, но женщины в зиккурате, как правило, располагаются позади мужчин. Находиться в зиккурате женщинам можно только в платье или юбке ниже колен и с покрытой головой — чаще всего это платок. В священном писании есть указание на то, что женщина должна при ходить в храм в соответствующей ее полу одежде в знак смирения перед Богом и покорности своему мужу. По езидской традиции мужчинам также следует находиться в зиккурате с покрытой головой в знак смирения и покорности Всевышнему. Как правило, на голову надевают мужской национальный платок, Теперь это может быть и другой головной убор, но в последнее время можно увидеть женщин, в основном из Европы, которые приходят в дом божий в брюках, и мужчин без головного убора. Езидское духовенство смиренно закрывает на это глаза, считает такое поведение этикой данного человека и допускает его в храм. Простыми словами это отношение можно выразить так: "Пришли — добро пожаловать! Участвуйте в богослужении, молитесь, исповедуйтесь, Господь вам судья".
Главный храм состоит из двух куполов разного размера, каждый из которых имеет свое символическое предназначение. Большой купол посвящен известному богослову XII в. и реформатору езидской религии шейху Ади бин Мусафиру [Подробнее о шейхе Ади см.: Омархали Ханна, 2005, с. 45; Пирбари Дима, 2003, с. 19; Ezdinas 2, 2016, c. 20]. Войти в главный храм можно через врата, называемые "врата Шихади". Справа от входа на стене в виде извили стой линии вылеплена скульптура змеи, направленной головой вверх. С чем связан этот образ, точно неизвестно. Но известно, что змеи играют важную роль в системах мироздания различных народов мира, их рассматривают с самых разных точек зрения. В езидской мифологии змея имеет исторически важное значение. По одной версии, именно она была причиной грехопадения и изгнания первых людей — Адама и Евы из Райского сада, когда они нарушили запрет Бога и вкусили плоды от Древа познания добра и зла. И, таким образом, изображение змеи перед входом является постоянным напоминанием человеку о необходимости не грешить. Примечательно, что у езидов до сих пор соблюдается старинный свадебный обычай: когда жених приводит невесту домой, ему подают яблоко, которым он слегка бьет невесту по голове. Это — символ предупреждения от совершения греха. По другой версии у езидов змея считается сим волом спасения жизни на земле. Согласно езидскому преданию, описанному в "Черной книге", во время Всемирного потопа ковчег Ноя столкнулся со скалой, в борту образовалась пробоина, судно стало заливать водой, и ковчег стал тонуть. Змея (она была в числе животных, указанных в том числе в Библии (Повествование о Всемирном потопе), погруженных Ноем на судно) мгновенно свернулась в клубок и заткнула собой эту пробоину. Протечка была остановлена, ковчег двинулся дальше и остановился на горе Джуди (в Турецком Курдистане). Исходя из этого мифа, змея считается спасителем жизни на Земле, а легкое прикосновение рукой к этой скульптуре на стене храма считается знаком приветствия и благодарности.
Входя через главные врата, нельзя наступать на порог — следует почтительно переступить его. Переступая порог, верующий может с почтением дотронуться до дверной рамы или ручки. Врата и порог священны, их целуют и на порог кладут добровольные пожертвования. Таким поступком паломник получает предварительное благословение. В зиккурате несколько залов, каждый из которых имеет свое назначение. Через главные врата попадаешь в просторный колонный зал прямоугольной формы, называемый также залом заседаний. Слева от входа в верхней части этого зала на возвышении находится трон — место монарха (курд. Мир), где он заседает во время торжественных церемоний. На этом троне, согласно преданию, заседал шейх Ади, здесь и по сей день иногда проводятся заседания. Из зала заседаний через кори дор направо по узкой лестнице попадаешь в подземную пещеру, где находится святой источник Замзам, образующий небольшую речку глубиной около 20 сантиметров; налево попадаешь в зал-мавзолей шейха Ади, где находится гробница с его мощами, далее в зал "загадывания желаний" с так называемой "Стеной счастья" и другие помещения.
Езидский храм Лалиш отличается простотой интерьера. Стены отделаны обтесанным камнем, полы выложены каменной плиткой — и никаких изображений, мозаики, статуй и мебели. Геродот в своей книге так описывает вавилонский зиккурат: "На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не про водит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин" [Геродот, 1972, с. 68, п. 181]. Точно так же и сегодня в храме Лалиш нет изображений и постоянно находится одна женщина, которую зовут "матушка Факрая". Езидские священники объясняют, что все должно быть в "оригинале", как задумал Творец, и ничто не должно отвлекать паломника от молитвы. Примечательно также, что езидский зиккурат, как и шумеро-вавилонские зиккураты, не обязательно может быть в виде помпезных архитектурных зданий; может быть маленьким неприметным зданием пирамидаль ного типа в виде небольшого однокупольного "кубе" — это, как правило, пустые от какой-либо утвари постройки, лишенные всяких украшений и предназначенные исключительно для про ведения молитв и жертвоприношения. Вокруг него не делают оград. В таком "кубе" нет алтаря и нет служителей, члены общины ведут литургию сами.
Согласно учению, в езидизме молитвы, покаяние и исповедь возносятся напрямую Богу. Заметим, что у езидов нет пророков, идолов или икон, нет также культа поклонения чудотворным мощам (иногда почитаются гробницы святых, например, шейха Ади или пира Исебиа, но это скорее всего проявление дани уважения к памяти праведников, чем ожидание небесного заступничества), поэтому езиды в своей молитве или покаянии обращаются напрямую к Богу.
Как указывалось выше, термин "зиккурат" имеет более широкое понятие, чем храм,— это прежде всего святая земля. Езидская религия устроена так, что зиккуратом для езида может вовсе не являться храм — это может быть любое место, признанное общиной святым, напри мер, помещение в общественном здании или одна из комнат в доме езидского священника, или даже просто определенное место в горах или в поле. Кроме того, для молитвы человеку не всегда нужен священник. Езиды, находясь вдали от храма, могут совершать молитву в любом месте и в любое время, обратив свой взор в сторону солнца или неба. Однако учение настоятельно проповедует, чтобы каждый езид хотя бы раз в жизни совершил паломничество в Лалиш, чтобы прикоснуться к святой земле и совершить омовение святой водой "Каниа Спи" и тем самым получить божественное благословение. Это важно, так как согласно учению после смерти душа езида сначала попадает в Лалиш и через находящийся там мост "Сират" (13) в зависимости от его участи попадает в рай или ад.
Таким образом, зиккурат Лалиш для езидов является самым главным местом на Земле, заветным местом предков, духовной родиной езидского народа с того момента, как Бог закон чил Сотворение мира и ниспослал езидам этот божественный дар. Лалиш на протяжении многих веков был и остается главным храмом езидской общины, местом общественного богослужения и центром религиозной жизни всех езидов независимо от их места проживания. Лалиш оказывает влияние не только на сохранение основ религии, но и на соблюдение адептами религиозной традиции, и вообще имеет огромное духовное значение в езидской жизни.
Что значит зиккурат для езидов и Курдистана в целом
Зиккурат у езидов, как и у их древних предков,— это прежде всего место собрания единоверцев для коллективного поклонения Богу. Здесь для верующих выделено специальное пространство, а священнослужителями создается соответствующий настрой для молитвы или покаяния Богу; здесь утверждаются постулаты, являющиеся обязательными для всех членов общины; здесь принимаются религиозные каноны; здесь освящают детей, приносят жертвоприношения, учат молитвы, проводят всенародные праздники, посты и другие религиозные обряды.
Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях езидских общин разных стран, в которых они компактно проживают. В частности, есть различия в текстах молитв и проведении религиозных празднеств, но они весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает религию. В общем, порядок богослужения, основанный на устном предании, религиозные обряды и обычаи езидов вне зависимости от страны проживания практически одинаковы.
Согласно учению, езиды могут молиться не только в храмах, но и в любом месте, где есть свет божий. Езидская религия устроена так, что "храм" находится везде, где есть солнце. Солнце для езида, в отличие от многих, которые ошибочно считают его Богом,— не Бог, а блаженный свет, исходящий от Господа, и где бы ни находился езид, он с молитвой обращает свой взор к небу — каждое утро на восходе, днем — на солнце, вечером на закат солнца, ночью к луне, то есть к свету божьему. Конечно, исходя из этой традиции, верующие могут собираться в домах друг у друга или у своего священника, чтобы вместе молиться и учить гимны. Глобализация мировой экономики, постоянные военные действия на Ближнем и Среднем Востоке и связанная с ними массовая миграция населения за последние десятилетия привели к значительному изменению общественных отношений, кардинально изменили и образ жизни людей. Теперь для молитв лучше всего подходят специальные религиозные здания — храмы, которые функционально приспособлены и имеют все условия для коллективных собраний и исполнения религиозных обрядов.
Самое значительное событие в езидской жизни за последние десятилетия — это появление зиккуратов за пределами исторической родины, в толерантных христианских странах, где компактно живут езиды. Безусловно, в этом есть и заслуга зиккурата Лалиш, который не только оказал решающее влияние на сохранение езидизма как монотеистической религии, но и послу жил основой для его развития, выработки норм и правил общественного отправления культа, поддержания традиционных ценностей общества и их защиты от внешних угроз. И несмотря на неимоверные трудности и постоянные внешние угрозы, благодаря непоколебимости Лалиша удалось не только сохранить древнюю религии предков до наших дней, но и построить новые храмы.
Известно, что из-за рассеянности по разным странам мира есть езиды, которые никогда не были в Лалише, но все они искренне верят в зиккурат Лалиш и стремятся туда попасть. Потому что само понятие "Лалиш" для езида нечто большее, чем просто храм, и означает не только дом молитвы, но и святую землю, заветное место предков, первый и главный храм, место для проведения богослужений, где собираются верующие езиды со всех концов мира для совместной молитвы и общения. Хотя езидская религия не обязывает своих приверженцев постоянно посещать зиккурат, каждый езид сам мечтает хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Лалиш. К сожалению, в силу разных житейских обстоятельств не каждый имеет такую возможность.
В результате возросла роль местных зиккуратов как общинного центра диаспоры. Любой зиккурат в соответствии со своим предназначением является местом встреч единоверцев, проведения религиозных обрядов, собраний, религиозных праздников и торжеств. Часто здесь про ходят заседания правления духовного совета (курд. Divana Rohanie). Духовные советы, как пра вило, располагают фондами для оказания помощи особо нуждающимся единоверцам. Таким образом, зиккурат также является и местом благотворительности.
Для рассеянных по многим странам мира езидских общин зиккураты стали центром не только религиозной, но и светской жизни. Зиккураты в Армении и Грузии упорядочили езидскую жизнь в этих республиках. Для местных езидов зиккурат не просто святой дом, а общинный духовный центр, место молитвы и изучения закона, здесь люди собираются, обсуждают и решают насущные проблемы и разные житейские вопросы, проводят ритуалы, венчание и панихиды. Но самое главное, зиккураты сохраняют традиционные морально-нравственные нормы в общине и противостоят появлению всякого рода экстремистских и антиобщественных явлений или течений.
Но из всех зиккуратов Лалиш был и остается главным местом поклонения и центром религиозной жизни для езидов всего мира, так как он объединяет своих приверженцев вне зависимости от места проживания в единую общность, регулирует их социальное поведение для поддержания и сохранения традиционных ценностей, а также препятствуют нарушению устоявшихся в нем на протяжении многих тысячелетий правил и норм. Большинство езидов каждый год отправляются в паломничество именно в Лалиш. Не в каждом зиккурате есть такая возможность одновременно проводить все обряды — посвящения, омовения святой водой, обрезания, жертвоприношения и т. п. Местные езиды регулярно и охотно посещают святыню по всем религиозным поводам для совершения своих ритуалов. Можно сказать, что по святости Лалиш уступает только Богу. Все остальные зиккураты и религиозные сооружения независимо от их местонахождения являются святынями в обычном понимании. Если бы не Лалиш и преданность езидов зиккурату после их изгнания с исторической родины, разлука неминуемо при вела бы к тому, что езидский народ постепенно растворился в других этносах. Но этого не про изошло в большей степени из-за основ вероучения и постулатов религии.За долгую историю езидского народа не раз случалось так, что когда мусульмане нападали на езидов, зиккураты становились в прямом смысле этого слова цитаделями веры, местом, где езиды мужественно защищали свои святыни и без сожаления отдавали свои жизни ради веры. За эти столетия ни один зиккурат иноверцами не был разрушен. Несколько раз захватывали Лалиш силой и превращали его в исламские школы. Несмотря на это, езиды каждый раз прилагали все усилия, чтобы вернуть свою святыню. На протяжении многих столетий зиккураты были и остаются примером стойкости езидского духа. Одним из ярчайших примеров самоотверженной защиты своей святыни за последнее время может служить езидский зиккурат Шарфадин в Синджаре (курд. Шингар). Когда 3 августа 2014 года армия Исламского государства напала на Синджар с целью массового истребления езидов и захвата их исконной территории, основная масса мирного населения бежала, другая часть, кто не успел, была зверски убита и похищена, остались мужчины, которые сконцентрировались вокруг святыни. Боевики ИГ не раз предпринимали массированные атаки с целью уничтожить езидский храм, но каждый раз встречали мужественное сопротивление езидов, которые, несмотря на малочисленность и плохое вооружение, не отступили от своего храма и сумели его сохранить. Когда я спросил у одного из командиров езидского отряда Хайдара Шешо, который был с визитом в Москве в 2016 году: "Как вам удалось отстоять храм?", он ответил: "С помощью Малика Тауса, мы постоянно ощущали его поддержку".
Примечательно, что военная операция по освобождению Синджара от армии ИГ, начатая 10 ноября 2015 г. объединенными курдскими вооруженными силами (в операции принимали участие вооруженные отряды всех курдских партий, в том числе отряды ДПК и ПСК Ирака, РПК Турции, YPG Сирии, а также ДПИК иранских курдов при поддержке с воздуха ВВС Международной коалиции) под руководством командования пешмерга правительства Иракского Курдистана, была названа "Гнев Малика Тауса". В результате совместных боевых действий коалиция разгромила войска ИГ в Синджаре. 13 ноября 2015 г. президент Иракского Курдистана Масуд Барзани, лично командовавший операцией, на вершине горы Синджар выступил с речью, на которой официально объявил об освобождении города от боевиков террористической группировки ИГ. В частности, он сказал: "Я здесь, чтобы объявить об освобождении Синджара. Синджар для нас является очень важным местом, поскольку он стал символом несправедливо сти по отношению ко всем курдам".
Курды-мусульмане, несмотря на то что некоторые из них очень давно приняли ислам, по-прежнему продолжают соблюдать некоторые свои доисламские (езидские) обычаи, которые называют обычаями предков, в частности верят в зиккурат, поклоняются солнцу, почитают огонь, празднуют "Науроз" (14) и Хидир Наби (15) и др. Самое очевидное то, что вся жизнь курдов — как езидов, так и мусульман так или иначе расписана вокруг солнца, а зиккурат считается святым местом для всех курдов независимо от вероисповедания [Подробно Рашад Сабри Рашад, 2003, с. 46]. И тут надо заметить, что в истории было немало случаев, когда дело касалось зиккурата, курды-мусульмане если не открыто, то скрытно помогали своим соотечественникам-езидам. Курды-мусульмане, хотя и исповедуют отличную от езидизма религию, относятся к зиккурату Лалиш как к своему историческому и культурному наследию. В Иракском Курдистане езидская религия признана государственной религией, есть специальная правительственная программа по поддержке зиккурата Лалиш.
Лалиш был и остается источником вдохновения для многих курдских поэтов, пишущих на курдском, арабском, персидском и других языках. Это, напри мер, Аль-Шейх Зайн Аль-Дин, Аль-Джазири Тереж, Адрис Чеелки, Маллае Джизири, Абдул- Рахман Дурра и многие другие [An Introduction on Izidians And Lalish, 2009, с. 23—24]. Лалиш и, безусловно, другие зиккураты являются объектами архитектурного, исторического и культурного наследия для всех курдов и для Курдистана в целом. Это то, что представляет курдов независимо от религии как один из древнейших народов мира, который обладает уникальной религией, богатой древней культурой и на протяжении многих тысяч лет хранит свою историю, культуру и религию.
Образование у езидов долгое время оставалось прерогативой исключительно религиозных лидеров, и в отличие, например, от иудеев, христиан или мусульман, где ребенок даже из самой бедной семьи обязательно посещал школу или медресе при мечети, рядовым членам общины почти до середины ХХ в. было запрещено образование. Грамотный езид в те времена был большой редкостью, тогда как многие люди в Европе имели высшее образование. Сегодня зиккурат выступает активным проповедником всеобщего образования, охотно дает толкование текстов религиозного учения и ответы на вопросы по религии, одобряет проведение научных исследований по истории и религии общины и написание достоверных научных работ.
На главной обложке книги "Экскурс в езидизм" [jlSili ДП jДл jjo iiJujAli ^и^ДИз] под редакцией Пир Хидира Слеман написано: "Они (езиды) всегда были гонимы из своего религиозного фанатизма и много раз погибали только за то, что хотели сохранить свою древнюю монотеистическую религию. Их убивали только за то, что они не рассматривали исламскую религию как альтернативу своей религии.
И они приносили в жертву реки крови, чтобы сохранить свою веру и сохранить то, что передали нам наши великие предки. Наша вера всегда укрепляла и до сих пор укрепляет нашу решимость. И мы должны сделать так, чтобы наши религиозные тексты и древнее наследие были в пределах досягаемости беспристрастных исследователей, намеревающихся писать о езидах".
________________
1 Дасни Юрий Романович, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Москва; yudasny@gmail.com
2 По мнению самих езидов и многих курдов, большая часть курдов-мусульман до того, как они были обращены в ислам, исповедовали езидизм. Такой же точки зрения придерживаются многие исследователи и известные ученые, например, Н. Я. Марр [Марр, 2011].
3 Известно, что некоторые названия и имена на разных языках часто имеют разное написание и произношение. Например, курдское самоназвание "ezdi" по-русски пишут "езид", по-английски "Yezidi", по-французски "Yezidis", по-немецки "Yeziden". В частности, по-курдски произносят "Melek Tawus", по-русски слово "melek" известно как "малик" — отсюда произношение "Малик Таус".
4 Некоторые востоковеды придерживаются мнения, что термины "зиккурат." и "зиарат." не идентичны. Такого мне ния, в частности, придерживается ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН К. В. Вертяев. Действительно, езиды сегодня называют свои святыни "зиарат", но неизвестно, как они называли их в древние века. Известно, что слово "зиккурат" шумеро-вавилонского происхождения, и первые такие башни появились в долине Тигра и Евфрата предположительно в IV тысячелетии до н. э. Но езиды живут на этой земле испокон веков (это мнение подтверждается многими известными учеными, в частности, Минорским В. Ф., Марром Н. Я., Орбели И. А., Лазаревым М. С.) и считают себя потомками шумеров и вавилонян. Известно также, что языки находятся в посто янном движении и на протяжении веков слова и их значения трансформируются и меняются с каждым поколением. Возможно, раньше курды называли свои храмы "зиккурат", возможно, это слово имеет иноязычное происхождение, но в любом случае научные исследования по этимологии этого термина не проводились и в русском языке общепринятым названием ступенчатого храма является "зиккурат", поэтому автор предлагает использовать в данной работе термин "зиккурат.", а не известный русскому читателю "зиарат".
Также есть мнение, что слово "зиарат" вошло в курдский язык из арабского и означает "посетить". На самом деле это слово иранского происхождения и означает "посещение и поклонение святому месту". В качестве подтверждения можно привести довод, что когда арабы в VII в. пришли в Месопотамию, то "зиараты" там уже были. И, скорее всего, это слово перешло в арабский через курдов, которые приняли ислам, но продолжили посещать и поклоняться святым местам их прежней религии. До сих пор есть курды-мусульмане, которые посещают езидскую святыню Лалиш. Через курдов-мусульман поклонения святым местам— "зиаратам" распространилось среди других мусульман. Далее по тексту будем придерживаться общепринятого написания в русском языке личных имен и названий.
5 Кубе, то есть купол (лат. cupula, уменьшит. от cupa),— пространственное конусовидное покрытие зданий и сооружений, которое в основном применяется в религиозных сооружениях и общественных зданиях.
6 Так, например, в Лалише главный купол посвящен шейху Ади.
7 Месопотамия или Междуречье — буквально земля между двумя реками, Тигром и Евфратом, которые берут начало с гор современного этногеографического Курдистана. На этой земле курды живут испокон веков.
8 Шумеры строили их трехступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога воды Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми. Видимо, это связано с преданием о семи великих Ангелах и желанием людей при помощи Ангелов подойти поближе к Богу.
9 "Черная Книга" относится к XIII в., ее автором считается племянник шейха Ади— Хасан ал-Басри (Шамс ад-дин ал-Хасан, прозванный ал-Басри). Она повествует о Сотворении мира, о потопе, об Адаме и Еве, о рождении Езида (от которого произошли езиды), о некоторых правилах приема пищи, Нового Года и браков [Семенов А. А., 1927].
10 Вероятно, это название связано с именем первого царя древней Мидии. По Геродоту, Дейок — первый царь Мидии, который правил в 670—647 гг. до н. э.
11 Санджак— это символ веры, важнейшая реликвия езидов, представляет собой статуэтку из литой бронзы на высокой подставке с изображением ангела в виде птицы-павлина. Всего их семь, в честь семи Великих Ангелов, которых выносят во время праздников и ритуальных шествий.
12 Некоторые правила касательно цвета одежды обозначены в священном писании "Черная Книга".
13 Согласно представлению езидов, путь в потусторонний мир идет через мост "Сират". Праведники по этому мосту проходят в рай, а грешники падают в ад.
14 "Науроз" в переводе с курдского означает "новый день" и изначально связан с курдской традицией, по которой отмечался шумерами и вавилонянами в день весеннего равноденствия по солнечному календарю, затем был заимствован персами и другими иранскими и соседними народами.
15 Праздник Хидир Наби (праздник исполнения желаний) отмечается в третью среду февраля по григорианскому календарю (в первую среду по солнечному календарю), имеет тысячелетнюю историю и, вероятно, связан с вавилонским божеством Набу (бог судьбы). Его храмом был семиступенчастый зиккурат Эзида в Борсиппе, называемый "Дом вечности".
Теги: Юрий Дасни