Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны и, соответственно, закрытии американских и других иностранных военных баз на своей территории. Иракские власти надеялись тем самым снять напряженность в своих отношениях с Тегераном, возникшую после гибели одного из лидеров проиранской шиитской группировки "Харакят хизбалла ан-Нуджаба" Муштака Талеба ас-Саиди и еще одного шиитского полевого командира в результате атаки американского беспилотника. Вашингтон объяснял свои действия ответом на удары ракет и беспилотников иранских прокси-сил из числа шиитских боевиков в Ираке по военным базам США.
Безусловно, заявление ас-Судани о выводе американских войск было направлено больше на иранскую и проиранскую аудиторию и носило как бы декларативный характер, что вовсе не означало немедленного вывода 2500 американских военнослужащих из страны. Планировалось лишь создать двустороннею согласительную комиссию (комитет), провести дебаты в парламенте и т.д. Предусматривалось также учесть мнения по этому вопросу оппозиционных арабо-суннитских и курдских партий, антиправительственного блока патриотически настроенных арабов-шиитов под руководством влиятельного духовного лидера Муктады ас-Садра, которые требуют полной независимости и суверенитета Ирака, как от Вашингтона, так и от Тегерана.
Многие местные политики и эксперты посчитали инициативу ас-Судани несвоевременной, крайне невыгодной для страны и даже опасной для многонационального и многоконфессионального Ирака. Так, премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани выступил с публичным заявлением о важности сохранения военного присутствия США на территории курдского автономного района, как самостоятельного субъекта федерации нового демократического Ирака. Он подчеркнул ту роль, которую иностранные инструкторы сыграли и играют в обучении не только регулярной иракской армии, но и территориальных войск (курдских бригад "пешмерга"). После разгрома наиболее крупных группировок "Исламского государства" (запрещено в РФ), Вашингтон ограничился обучением национальных военных кадров, а также обменом разведывательной информацией с силовыми ведомствами Ирака по действиям международных террористов.
И, если большинство иракцев и заинтересованных в Ираке стран восприняли заявление ас-Судани спокойно, без каких-либо претензий на сенсацию, уверенные, что сложившийся довольно хрупкий баланс сил или статус-кво при этом не будет нарушен, то в Тегеране и в рядах проиранских шиитских группировок Ирака расценили заявление иракского премьера как сигнал к более активным действиям. Они посчитали, что Вашингтон и его союзники увязли в конфликте вокруг сектора Газа, решают проблему безопасности судоходства в Красном море и Аденском заливе, поэтому надо воспользоваться благоприятным моментом, чтобы ликвидировать окончательно военные базы США в Ираке и Сирии. Уже 10 января местные СМИ сообщили, что расчеты противовоздушной обороны (ПВО) Международной коалиции предотвратили атаку беспилотников-камикадзе на аэропорт столицы Иракского Курдистана г. Эрбиля. Якобы целью того налета была расположенная вблизи аэропорта военная база "Харир", где дислоцируются воинские части Международной коалиции.
Не прошло и недели, как Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана взял на себя ответственность за новые ракетные удары по Эрбилю. В ночь с 15 на 16 января якобы были уничтожены штаб-квартира израильской службы "Моссад" и базы антииранских террористических группировок. В Тегеране не скрывают, что эти атаки КСИР Ирана по территории Ирака являются ответом на имевшие место в начале января т. г. террористические акты в г. Керман на северо-востоке Ирана, в результате которых погибли 89 и пострадали 284 человека. Агентство "Рейтер" сообщило со ссылкой на местные источники, что удару также подверглись дом высокопоставленного сотрудника курдской разведки и один из центров курдских спецслужб в Эрбиле. Местные СМИ сообщили, что в районе консульства США и международного аэропорта Эрбиль прогремела серия взрывов, имеются разрушения инфраструктуры и жилых домов, погибли местный бизнесмен Пешрав Дизайи и члены его семьи, шесть мирных жителей были ранены. Иностранцы, включая граждан США и Израиля, при этом не пострадали.
Глава регионального правительства Масрур Барзани призвал официальный Багдад "занять принципиальную позицию против вопиющего нарушения суверенитета Ирака и Иракского Курдистана". Правительство Ирака заявило о намерении подать соответствующую жалобу в Совет Безопасности ООН, премьер-министр Ирака Мухаммед ас-Судани поручил сформировать комиссию для расследования всех обстоятельств ударов КСИР Ирана по Эрбилю. Багдад отозвал своего посла из Тегерана для консультаций.
Обострение ирано-иракских отношений пагубно сказывается на внутриполитической обстановке в самом Ираке и общей ситуации в регионе. Проиранское правительство Ирака во главе с ас-Судани оказалось перед дилеммой: продолжать и дальше идти на поводу иранских властей, усиливая шиитскую составляющую иракского общества, и, втягиваясь во все большую зависимость от Тегерана, или прислушаться к широким слоям иракского общества и сохранить независимость и суверенитет страны. Вряд ли ас-Судани и его окружение смогут долго продержаться у власти в случае игнорирования интересов основных групп населения Ирака.
Несмотря на то, что приведенное к власти Тегераном с помощью боевиков проиранских шиитских группировок типа "Хашд аш-Шааби" и ей подобных в конце 2022 года правительство ас-Судани пока удерживает власть в Багдаде, победивший на последних парламентских выборах и добровольно ушедший в оппозицию блок авторитетного духовного и военного лидера арабов-шиитов Муктады ас-Садра в любой момент готов вывести на улицы сотни тысяч своих сторонников и потребовать отставки правительства. Садристы выступают с национально-патриотических позиций: американцы и иранцы должны быть равноудалены от вмешательства во внутренние дела страны. Блоки партий арабов-суннитов, курдов, туркоманов, суннитских исламистских партий также категорически против засилья Ирана в Ираке. Они считают уход американских военных из Ирака без соответствующего выдворения иранских инструкторов и разоружения созданных ими шиитских ополчений угрозой самому существованию Ирака. В таком случае, не исключается новая фаза гражданской войны, федерализация или распад Ирака на 3-4 части (два Шиитостана, Суннитостан, Курдистан).
Возникшая в вначале 2024 года напряженность в ирано-иракских отношениях может послужить также шагом к эскалации конфликта между Ираном, союзными ему проиранскими шиитскими группировками, с одной стороны, и США, и Израилем, - с другой. Ракетный обстрел Ирака военными КСИР Ирана может стать детонатором к срыву процесса нормализации отношений между Тегераном и Эр-Риядом. Саудовская Аравия, как один из лидеров арабо-суннитского мира, вынуждена будет защитить Ирак как дружественное арабское государство от любой внешней агрессии.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук
Теги: Станислав Иванов