Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода от "зерновой сделки", поддержка туристической отрасли, поставки продуктов и товаров в РФ и т.п.), Эрдоган продолжил свою сложную геополитическую игру и на других направлениях.
После некоторого охлаждения в отношениях с США и разногласий по второстепенным вопросам со странами ЕС и НАТО, Анкара "сменила гнев на милость" и решила продолжить играть роль надежного союзника и партнера на южном фланге НАТО. Эрдогану импонирует позиция регионального лидера и связующего звена между НАТО и потенциальными кандидатами на вступление в эту организацию (Украина, Грузия). Турция вносит свою лепту в перевод армий этих государств на натовские стандарты, в обучение военных кадров, организацию совместных учений и маневров. Значительную роль сыграли турецкие военные и в усилении ВС Азербайджана в их противостоянии с Арменией, силовом решении карабахской проблемы.
К новому развороту Турции в сторону Запада подтолкнули резкая девальвация турецкой лиры, небывалая инфляция, мораторий на западные кредиты, ограничения на поставку товаров военного и двойного назначения, рост безработицы среди молодежи. Не случайно уже через пару недель после президентских выборов финансовый блок Турции возглавили ставленники МВФ и Всемирного Банка. Результаты этих назначений не заставили себя ждать — Анкаре пообещали пересмотреть ее мусорный кредитный рейтинг, а также одобрили несколько многомиллиардных траншей для "спасения" ее экономики. Вслед за этим Турцию посетили американские конгрессмены — по заявлениям турецких чиновников, переговоры прошли успешно и доказали "стремление обеих сторон восстановить свои давние отношения".
Сообщается также, что Вашингтон близок к одобрению сделки на продажу Турции новой партии истребителей F-16 и другого военного имущества на общую сумму в 23 млрд долларов. Якобы Турция ожидает поставку 40 новых F-16 и модернизацию 79 уже стоящих на вооружении национальных ВВС самолетов этого типа, а также приобретение запчастей к ним, систем навигации и связи. Это свидетельствует о том, что Анкара и Вашингтон преодолели некоторые разногласия тактического характера и сохранили традиционные союзнические отношения. Следует заметить, что Госдеп и Пентагон США одобрили поставки боевых самолетов в Турцию буквально на следующий день после официального согласия Анкары на вступление Швеции в НАТО.
В Вашингтоне и Брюсселе с одобрением относятся и к позиции Анкары по украинскому кризису, которая заключается в непризнании ею Крыма и Новороссии российскими территориями. Как известно, турецкие власти в нарушение соглашения с РФ передали Украине главарей и боевиков националистического формирования "Азов". Более того, Турция заключила с Киевом соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве, поставляет на Украину боевые БПЛА типа "Bayraktar", боеприпасы к ним, намерена построить завод по их производству. Не все обстоит гладко и с транзитом российских грузов и пассажиров через турецкую территорию, экспортерам и импортерам РФ все чаще приходится сталкиваться с различными санкционными ограничениями, проблемами платежей и т.п.
Все эти недружественные по отношению к РФ шаги не могут не замечать российские власти. Судя по всему, уровень доверия к новоявленному турецкому султану в Москве падает. Не случайно, Россия не пошла на продление "зерновой сделки" в прежнем формате. Очевидно, дальнейшие отношения РФ с Турцией целесообразно строить лишь на строго прагматичной основе, с учетом национальных интересов России, реальной внешней политики Анкары и возможных сопутствующих рисков в российско-турецких отношениях.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук