В отличие от властей Египта и Катара, которые пытаются своими посредническими усилиями добиться хотя бы временного прекращения огня в секторе Газа и снизить масштабы гуманитарной катастрофы среди палестинцев, руководство Турции безоговорочно поддержало ХАМАС и всячески осуждает военную операцию Израиля "Железные мечи". В дополнение к довольно резким заявлениям в адрес правительства Нетаньяху Анкара прекратила экспортно-импортные операции с Израилем и заявила, что готова выступить в роли гаранта безопасности для Палестины, используя свое "политическое и военное присутствие" в регионе.
Такая реакция на трагедию в Газе со стороны турецкого руководства была вполне предсказуемой. Не случайно, одна из штаб-квартир ХАМАС находится в Стамбуле, турецкие официальные лица оказывают лидерам и функционерам этой палестинской группировки всяческую помощь и поддержку. Ведь идеология радикального ислама египетской организации "Братья-мусульмане" (запрещена в РФ) во многом разделяется лидерами ХАМАС и пользуется влиянием в правящей турецкой Партии справедливости и развития (ПСР). Этим объясняется и поддержка турецкими властями родственных "братьям" сирийских радикальных исламистских группировок "Джабга ан-Нусра" и "Гейят тахрир аш-Шам" (запрещены в РФ).
В целях реализации курса на сворачивание и замораживание отношений с Израилем Анкара решила прекратить отправку турецких грузов в порты Хайфа и Ашдод, а также прекратить разгрузку судов из Израиля. Турция анонсировала введение ограничений в области экспорта для Израиля, в частности, под них попали 54 категории товаров, в том числе цемент, сталь, алюминий, стройматериалы, оборудование, электрические и волоконно-оптические кабели, химические соединения и удобрения, авиационный бензин, моторное масло и т.п. Якобы ограничительные меры будут действовать до тех пор, пока Израиль не объявит о немедленном прекращении огня в Газе и не обеспечит адекватный и бесперебойный поток гуманитарной помощи палестинцам.
Насколько важно для Израиля торгово-экономическое сотрудничество с Турцией? По данным турецкого агентства "TurkStat”, объем торговли между странами в 2023 г. составил около 7 млрд долларов, из которых 5,4 млрд (более 70%) пришлось на турецкий экспорт. Тель-Авив занимает 13-е место среди импортеров турецких товаров. По данным Ассамблеи экспортеров Турции, объем турецкого экспорта в Израиль в I квартале 2024 г. составил 1,1 млрд долл., что на 21,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Пока неясно, как турецкие власти будут отслеживать соблюдение вводимых антиизраильских санкций. Товарооборот между Турцией и Израилем вряд ли снизится до абсолютного нуля, так как часть частного турецкого бизнеса, скорее всего, не будет рушить устоявшиеся торговые, логистические и корпоративные связи. Анкара уже вынуждена была внести некоторые строительные материалы в перечень исключений из запрета на импорт и экспорт в Израиль. Решение правительства Турции на ограничение торговли с Израилем коснется, прежде всего, турецких государственных компаний и корпораций.
Вводимые Анкарой ограничения торгово-экономического характера вряд ли серьезно повлияют на политику Израиля в отношении ХАМАС. Тель-Авив, скорее всего, не откажется от своих целей по силовому "наведению порядка" в секторе Газа. Не без усилий, но по наиболее чувствительным позициям своего экспорта-импорта израильтяне вскоре смогут найти альтернативных партнеров. Уже сейчас правительство Нетаньяху принимает меры по наращиванию собственного производства и расширению торговли с кипрскими, греческими и другими компаниями. Помимо этого, Тель-Авив намерен обратиться к дружественным ему странам и международным организациям с призывом прекратить инвестиции в Турцию и сократить импорт продукции из Турции. Расчет также делается на поддержку произраильских лобби в конгрессе США и европейских парламентах.
Можно полагать, что напряженность в отношениях между Израилем и Турцией ограничится все же временным сокращением объемов двусторонней торговли и сотрудничества в экономической сфере. Каких-либо предпосылок к повторению событий мая 2010 года, когда так называемая турецкая "Флотилия свободы" из шести судов пыталась силой прорвать морскую блокаду сектора Газа и вступила в открытый конфликт с ВМС Израиля, не предвидится. На этот раз стороны сохраняют дипломатические отношения, Вашингтон при этом выступает в качестве посредника и "третейского судьи", сдерживая Израиль и Турцию от дальнейшей эскалации конфликта. Администрации Байдена задействует все имеющиеся у нее рычаги влияния на Анкару и Тель-Авив, чтобы не допустить окончательного разрыва в отношениях между своими стратегическими союзниками и партнерами в регионе.
Есть мнение, что враждебная риторика и антиизраильские шаги Эрдогана рассчитаны больше на мусульманскую аудиторию, чтобы поддержать имидж Турции как региональной державы и одного из лидеров мусульманского мира. Турецкие власти озабочены также проигрышем правящей ПСР на недавно состоявшихся муниципальных выборах в марте 2024 года и пытаются сыграть на антиизраильских настроениях в обществе, чтобы вернуть свои утраченные позиции среди избирателей. Очевидно, что в этих же целях развязывается кампания и по поиску внутренних врагов. Так 15 мая т. г. турецкие власти заявили, что высокопоставленные турецкие полицейские вступили в очередной заговор против правительства. В стране ожидаются новые аресты и задержания в силовых структурах.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Теги: Станислав Иванов, Турция, Израиль