Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений между Дамаском и Анкарой.
На словах обе стороны этого застарелого конфликта не возражают против поступающих предложений по примирению, но при этом выдвигают взаимно неприемлемые условия.
Башар Асад требует вначале устранить главные причины конфликта: признать незаконным пребывание воинского контингента Турции на территории Сирии, осуществить вывод из страны всех турецких военных в кратчайшие сроки, прекратить военную, военно-техническую и другие виды помощи Анкары формированиям сирийской вооруженной оппозиции и радикальных исламистских группировок типа "Джабга ан-Нусра" и "Гейят Тахрир аш-Шам" (обе запрещены в РФ).
Как известно, вместо положенных по турецко-российскому соглашению 2018 года 12 контрольно-пропускных пунктов на севере и северо-западе Сирии (по периметру провинции Идлиб) Турция к настоящему времени развернула в сирийских провинциях Латакия, Алеппо и Хасака 68 опорных пунктов. Административный район Африн в провинции Алеппо полностью оккупирован ВС Турции и турецкими прокси-силами; там турецкие власти проводят этнические чистки: вместо изгоняемых тысяч курдских семей заселяются семьи лояльных Анкаре арабов и туркоманов.
Только выполнив вышеизложенные условия Дамаска, Эрдоган может рассчитывать на восстановление двусторонних контактов на высшем уровне, дипломатических, торгово-экономических и других отношений с Сирийской Арабской Республикой. Б. Асад не возражает в таком случае осуществить поэтапное возвращение на родину миллионов сирийских беженцев и перемещенных лиц из Турции, Ливана, Иордании, Ирака и других стран.
В свою очередь, Эрдоган и его окружение настаивают на реализации ранее достигнутых в Женеве и Астане договоренностей между представителями Дамаска и сирийской оппозиции по принятию новой конституции Сирии и проведению внеочередных всеобщих парламентских и президентских выборов с участием всех сирийцев, включая беженцев, перемещенных лиц и проживающих сегодня на неподконтрольных Асаду территориях (северо-запад, север, северо-восток, Восточный берег реки Евфрат). По оценкам экспертов, их общее число может превышать 12 млн человек, что сопоставимо с численностью подконтрольного правительству Асада населения страны. Эрдоган рассчитывает при этом на возможную смену власти в Дамаске путем демократических выборов, когда протурецкое арабо-суннитское большинство (65 % населения) сможет одержать уверенную победу над проправительственным арабо-алавитским и шиитским блоком (10-12 % населения страны). Ожидается, что курдские партии будут и дальше придерживаться нейтралитета в этой межарабской политической борьбе.
Башар Асад и его спонсоры в Тегеране учитывают угрозу смены власти в САР в случае проведения всеобщих демократических выборов и практически саботируют в последние годы продолжение переговорного процесса Дамаска с оппозицией в Женеве и Астане. Асад допускает, что в стране могут состояться очередные президентские выборы в 2028 году, но с участием лишь взрослого населения подконтрольных правительству районов. Все другие граждане, включая 5-6 млн беженцев и 4 млн перемещенных лиц, будут лишены права голоса.
В таком формате на подконтрольных Асаду территориях 15 июля 2024 года прошли очередные парламентские выборы, в которых приняли участие лишь 38 % из 19 млн. граждан САР, достигших возраста 18 лет и имевших право голоса. Правящий в Сирии Национальный прогрессивный фронт, возглавляемый Партией арабского социалистического возрождения (Баас), сохранил за собой большинство мест в высшем законодательном органе (184 места), независимые депутаты получили 66 мест.
Подобные выборы явно не устраивают Анкару, и Эрдоган продолжает настаивать на принятии новой конституции Сирии и организации в стране внеочередных всеобщих выборов. Якобы только в этом случае, можно будет говорить о восстановлении турецко-сирийских отношений и их развитии.
Некоторые псевдоэксперты и политологи пытаются спекулировать на возможном сближении Дамаска и Анкары за счет их общего стремления решить проблему сирийских курдов силовым путем. Как известно, в 2012 году сирийские правительственные войска и администрация под натиском вооруженной оппозиции и бандформирований "Исламского государства" (запрещено в РФ) покинули северные районы страны. Курды были вынуждены создать органы самоуправления и отряды ополченцев, чтобы защитить свои исконные территории от вторжения боевиков ИГ. В ожесточенных боях курды смогли не только отстоять стратегически важный город Кобани на границе с Турцией, но и при поддержке ВС США и международной коалиции освободить весь Восточный берег реки Евфрат, включая столицу Исламского халифата г. Ракку. Тогда мировое сообщество по достоинству оценило самоотверженность и мужество курдских ополченцев, которые, по сути, защитили нашу цивилизацию от джихадистов ИГ – этой "чумы 21-го века". Хотелось бы напомнить, что те события происходили на фоне активного сотрудничества Турции с боевиками ИГ и бездействия сирийских и иракских властей. Тогда существовала реальная угроза захвата джихадистами Дамаска и Багдада.
За годы борьбы с террористами ИГ сирийские курды создали на севере Сирии свой автономный район "Рожава" и не спешат вновь идти в подчинение Дамаска или становиться на колени перед Эрдоганом. Их лидеры не возражают против включения "Рожавы" в состав новой демократической Сирии на правах автономии или субъекта федерации, как это имеет место быть в соседнем Ираке. Но они не хотят вновь подвергаться дискриминации по национальному признаку со стороны верхушки арабов-баасистов. Как известно, за годы правления семейства асадов курды не раз подвергались насильственным депортациям, другим массовым репрессиям, сотни тысяч из них лишались гражданства.
Что касается вторжений в курдские районы Сирии турецких войск и проведения там карательных операций, то здесь можно согласиться с Б. Асадом. Эрдоган при этом грубо нарушает международное право и суверенитет САР. Самое интересное, что сирийские курды за последние несколько десятков лет ни разу не нарушили турецкую границу и не совершили ни одного теракта на прилегающей турецкой территории. Эрдоган использует жупел курдской угрозы во внутриполитической борьбе и для оправдания своей оккупации сирийских территорий. Никакой угрозы сирийские курды для властей Турции и Сирии сегодня не представляют. Поэтому попытка извне объединить усилия Дамаска и Анкары в борьбе с курдскими ополченцами обречена на провал. Курды являются полноправными гражданами САР, выражают готовность взаимодействовать с властью и оппозицией и предлагают сохранить Сирию как многонациональное и многоконфессиональное демократическое государство.
Таким образом, говорить о возможном восстановлении отношений между Дамаском и Анкарой сегодня нет никаких оснований. Подтверждением этому служат взаимоисключающие предварительные условия сторон. В то же время, сопредельные государства Сирия и Турция могут взаимодействовать по вопросам преодоления последствий стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий вдоль совместной границы, а в других случаях чрезвычайных ситуаций и по линии погранвойск и других силовых ведомств. Начало таким контактам было положено трехсторонней встречей министров обороны и глав разведок России, Турции и Сирии, состоявшейся в Москве 28 декабря 2023 года. Имеется и положительный опыт встреч глав и представителей внешнеполитических ведомств Турции и Сирии в Женеве и Астане.
Станислав Иванов
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук