К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масштабам насилия. Если на первом его этапе вооруженное противостояние Израиля с радикальными палестинскими группировками имело место в основном в секторе Газа и вокруг него, то в 2024 году театр военных действий существенно расширился за счет вовлечения в конфликт ливанской шиитской группировки "Хизбалла" и йеменской "Ансар Аллах". Израиль стал отвечать на ракетно-артиллерийские обстрелы "Хизбаллы" ударами по позициям и базам этой группировки в Ливане и Сирии. 23 сентября 2024 года ЦАХАЛ предпринял масштабную наземную операцию на Юге Ливана под кодовым названием "Стрелы севера". Ее целью является создать так называемую буферную зону на израильско-ливанской границе, чтобы обеспечить безопасное возвращение в свои дома израильских беженцев из прилегающих к Ливану районов.
Операции Израиля в секторе Газа и Ливане сопровождаются гибелью тысяч мирных граждан, разрушением инфраструктуры, гуманитарными катастрофами. Особенностью нового кризиса на Ближнем Востоке стало вмешательство в конфликт все новых государств. Так, ВВС США и Великобритании наносят удары по объектам, принадлежащим боевикам йеменских хуситов. Имели место и обмены ракетно-бомбовыми ударами между Израилем и Ираном, удары ВВС Израиля по Сирии.
Тегеран до этого предпочитал быть как бы в тени и лишь всячески поддерживал упомянутые выше свои прокси-силы в регионе в лице радикальных исламистских группировок. Однако в ответ на гибель группы высокопоставленных иранских военных КСИР в результате удара ВВС Израиля по Дамаску 1 апреля 2024 года Иран в ночь с 13 на 14 апреля нанес массированный удар ракетами и беспилотниками по территории Израиля. И хотя большая часть из 300 воздушных целей была сбита ПВО Израиля и его союзников, был создан прецедент первого прямого вооруженного столкновения между Тегераном и Тель-Авивом.
Последующие операции спецслужб Израиля по физической ликвидации одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране, лидера ливанской шиитской группировки "Хизбалла" Хасана Насраллы в Ливане и ряда других руководителей антиизраильского исламистского движения привели к новой ответной атаке Ирана по Израилю. 1 октября 2024 года Иран нанес удар баллистическими ракетами по территории Израиля. В ходе этой атаки, получившей название "Истинное обещание 2", были использованы около 200 баллистических ракет. Неназванный иранский источник сообщил агентству Рейтер, что приказ о запуске ракет по Израилю отдал лично высший руководитель ИРИ аятолла Хаменеи. В прессу также просочилась информация о том, что недавно избранный президент Ирана Масуд Пезешкиан об "ударе возмездия" узнал лишь по факту. Некоторое количество ракет сумело прорвать систему ПВО и достичь целей, в частности, на территориях авиабаз "Неватим" и "Овда".
Уже сейчас можно констатировать, что эскалация нового конфликта на Ближнем Востоке и вероятность перерастания его в открытую войну между Ираном и Израилем представляют все большую угрозу региональной и международной безопасности. Мир может впервые столкнуться с войной между ракетно-ядерной державой в лице Израиля и Ираном, обладающим значительным арсеналом баллистических и крылатых ракет, беспилотников и вплотную приблизившимся к созданию собственного ядерного оружия. Правительство Нетаньяху понимает, что Израиль в одиночку вряд ли сможет нанести существенный урон такой мощной региональной державе как Иран и всячески стремится втянуть в этот конфликт Вашингтон и его союзников по НАТО.
Но насилие порождает насилие и маховик взаимной злобы и ненависти в отношениях Израиля с арабами-палестинцами и их сторонниками раскручивается все сильнее. Становится все очевиднее, что Израилю вряд ли удастся решить палестинскую проблему военным путем. На место убитых лидеров и функционеров из числа радикалов приходят новые. Исламисты не испытывают проблем с вербовкой рекрутов из числа мусульманской молодежи, для которых умереть за священное для них и угодное Аллаху дело – большая честь. Как они полагают, "мученики за веру попадают в рай". Нет у них проблем с финансированием, материальным обеспечением, получением все новых образцов оружия (ракеты, беспилотники), которые могут перекрывать всю территорию Израиля.
"Война на истощение" или затяжной вооруженный конфликт Израиля с исламистами сразу на нескольких фронтах (сектор Газа, Йемен, Ливан, Сирия) при мощной поддержке Ирана оказывается не в интересах самих израильтян. Они уже сейчас ощущают всю тяжесть военного положения, когда приходится скрываться в бомбоубежищах или эвакуироваться в более безопасные районы, продолжается мобилизация резервистов. Ухудшается и финансово-экономическое положение израильтян, инвестиции и бизнес уходят из страны.
Не в пользу Израиля складывается и демографическая ситуация. Ведь в Государстве Израиль проживает лишь 7 млн евреев (72 %) от 9 млн всего населения страны. Палестинцев (ЗБРИ, сектор Газа, Израиль - около 7 млн и примерно столько же палестинских беженцев проживает в соседних странах, всего палестинских арабов 14-15 млн). Население Ирана уже превысило 88 млн человек.
Как сказал мудрый еврейский царь Соломон: "Время разбрасывать камни, и время их собирать". Для Израиля наступает момент истины: борьба за место под солнцем до последнего исламиста или возврат в русло мирных переговоров и поиск компромиссов. Есть хорошо проверенная формула: мир в обмен на территории. Почему бы Израилю, как предлагают "умеренные" арабы и ООН, не вернуться к границам 1967 года и не сделать Восточный Иерусалим столицей будущего Государства Палестина? Можно обсуждать напрямую за столом переговоров или через посредников любые другие варианты мирного сосуществования Израиля и арабов Палестины. Но продолжение войны – это путь в никуда!
Безусловно, будет не так просто преодолеть вражду между евреями-иудеями и исламским миром. Есть еще силы по обе стороны конфликта, которые разжигают сохраняющиеся противоречия и спекулируют на религиозных чувствах верующих. Надо признать, что нынешнее иранское руководство и его сателлиты в лице ХАМАС, "Исламского джихада" (запрещен в РФ), ливанской "Хизбаллы", йеменской "Ансар Аллах", иракской "Хашд аш-Шааби" и других, подобных им группировок, считают Израиль "исчадием зла" или "занозой" на здоровом теле народов Ближнего Востока, которую надо с корнем вырвать. Они призывают "сбросить Израиль в море" и создать Государство Палестина "от реки Иордан до Средиземного моря". Это не способствует снижению напряженности в регионе. Но есть и другие, так называемые "умеренные" палестинские лидеры и организации, например ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом, с которыми можно договариваться о мирном существовании двух государств: еврейского и арабского в соответствии с резолюцией ГА ООН № 181 от 29 ноября 1947 года.
Французский верховный имам Бордо Тарек Убру трактует нынешнее противостояние между Израилем и ХАМАС как "войну несправедливости" с бесконечной перспективой: "К сожалению, несправедливость порождает несправедливость. 70 лет унижений и угнетений провоцируют такого рода преступность, терроризм".
Несмотря на патовую ситуацию вокруг сектора Газа остается надежда, что большую войну на Ближнем Востоке все же удастся предотвратить. Власти Израиля, Ирана, США, арабских и других заинтересованных государств должны сделать все возможное, чтобы остановить этот новый масштабный вооруженный конфликт и вернуться к мирным переговорам по ближневосточному урегулированию.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович