Созданное Францией в 20-х годах прошлого столетия по мандату Лиги наций на осколках Османской империи сирийское государство получило независимость лишь в 1946 году и просуществовало сравнительно недолго (65 лет). С началом гражданской войны в 2011 году Сирийская Арабская Республика распалась на несколько анклавов. Центральные и южные районы страны контролировало правительство Башара Асада при поддержке ВС Ирана, боевиков ливанской группировки "Хизбалла" и иностранных наемников (шииты, вагнеровцы). С 2015 г. ВКС РФ также оказывали поддержку Дамаску, главным образом, в деле борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" (запрещено в РФ).
Северо-запад страны (мухафаза Идлиб, частично Алеппо) был в руках радикальных исламистских группировок и вооруженной оппозиции под патронажем Турции, на северо-востоке возник курдский автономный район "Рожава" в союзе с арабскими племенами Заевфратья при поддержке небольшого контингента ВС США. Примерно 7-8 млн сирийцев оказалось в лагерях беженцев в соседних с Сирией странах (Турция, Ливан, Ирак, Иордания) и странах ЕС. Таким образом, сирийцы были разделены границами иностранных государств и искусственно созданных Ираном, Турцией и США анклавов.
Приход к власти в Сирии 8 декабря 2024 года исламистов и оппозиции поставил на повестку дня вопрос о будущем сирийском государстве. Как известно, противники режима асадов представляют в основном арабо-суннитское большинство страны (до 70 % населения). Одним из "камней преткновения" при создании нового государства может стать проблема взаимодействия новых сирийских властей с религиозными и национальными меньшинствами, прежде всего, с алавитами, курдами, туркоманами и друзами.
Проживающие компактно на западе страны в мухавазах Тартус и Латакия соплеменники и сторонники асадов - арабы-алавиты составляют примерно 13 % населения, то есть около 3 млн человек. В период французской оккупации существовало даже Государство алавитов. Поскольку выходцы из алавитов в последние годы превратились в костяк армии и других силовых структур режима асадов, то были вполне ожидаемы преследования наиболее одиозных личностей из этой общины и, в целом, негативное отношение новой власти к алавитам. Внесудебные расправы и казни алавитов в первые дни после свержения Асада имели место быть.
Третьей по численности и значению общиной Сирии являются курды (2,8 млн чел.), которые проживают в основном на севере и северо-востоке страны, но курдские районы имеются также в гг. Дамаске, Алеппо. В гражданской войне в Сирии курды не участвовали, сохраняли нейтралитет, но вынуждены были создать органы местного самоуправления и отряды самообороны после того, как в 2012 г. правительство вывело свою администрацию и войска из северных районов страны, предоставив курдам самим защищаться от наступающих бандформирований ИГИЛ (запрещено в РФ). В ожесточенных боях при поддержке ВВС Международной коалиции и иракских собратьев сирийским курдам удалось отстоять свои территории, а затем разгромить джихадистов и установить контроль над Восточным берегом реки Евфрат с бывшей столицей Исламского халифата г. Раккой. Стихийно возникший автономный район на северо-востоке страны стал называться "Рожава". Вместе с арабскими племенами Заевфратья, ассирийцами, армянами, друзами и другими меньшинствами население этого, пока независимого от Дамаска, региона насчитывает до 4 млн чел.
Лидеры "Рожавы" никогда не заявляли о своих сепаратистских устремлениях и подчеркивали, что они хотят жить в едином сирийском государстве при условии принятия новой конституции, в которой их национальные права и свободы были бы надежно защищены. Якобы новые власти уже начали консультации с руководством "Рожавы" по вопросу роспуска ее вооруженных сил и интеграции региона в новую Сирию. По имеющимся сведениям, курды предлагают сохранить наиболее боеспособные части Сирийских демократических сил (СДС) и включить их в состав будущих регулярных ВС Сирии или предоставить им статус национальной гвардии по типу бригад "пешмерга" в Ираке. Одним из аргументов такого предложения является наличие нескольких десятков тысяч пленных игиловцев и членов их семей, которые содержатся в лагерях и тюрьмах "Рожавы". При этом не исключается активизация подполья боевиков ИГ в случае обострения ситуации в Сирии или регионе.
Также администрация "Рожавы" выражает готовность обсуждать с Дамаском порядок дальнейшей эксплуатации оказавшихся под ее контролем нефтегазовых месторождений. Не исключен вариант распределения доходов от экспорта нефти в центральный и региональный бюджет по 50 %. Назначение на один из ключевых постов во Временном правительстве Сирии – министра иностранных дел - курда по национальности Асхада Хасана Шибани говорит о том, что новые власти заинтересованы в мирном решении проблемы курдской автономии.
По различным оценкам, туркоман в Сирии от нескольких сот тысяч до 1,5 млн человек, которые проживают компактно в основном в провинциях Алеппо и Латакия. Несмотря на то, что сирийские туркоманы в подавляющем своем большинстве поддержали исламистов и оппозицию в их борьбе с режимом Башара Асада, более того, приняли самое активное участие своими отрядами в гражданской войне, их роль и значение в послевоенной Сирии пока неясны. Анкара не скрывает своих намерений использовать и дальше туркоман в качестве своих прокси-сил для расширения протурецкого плацдарма или "буферной зоны" на севере Сирии. С их помощью Эрдоган не прочь продолжить политику тюркизации региона и присоединения к Турции районов компактного проживания сирийских курдов.
Могут возникнуть проблемы и с сирийской этноконфессиональной общиной друзов (свыше 800 тыс. человек). Их религия представляет собой синтез догм ислама, греческой философии и индийского влияния. Как известно, большинство друзов долгое время были лояльны правительству Асада, поскольку их традиции требуют не выступать против легитимных властей. В то же время, во время гражданской войны в Сирии возникло несколько друзских вооруженных формирований: одни поддерживали правительственные войска, другие - в ноябре-декабре 2024 года наступали на Дамаск совместно с повстанческими группировками. Часть друзской общины изъявила желание присоединиться к своим собратьям в Израиле, где их примерно 150 тыс. человек. Так, совет шести приграничных деревень друзов в районе Джабель-аш-Шейх на юге Сирии постановил не допустить проникновения боевиков исламистских группировок на свои территории и присоединить их к Голанским высотам, оккупированным Израилем.
Таким образом, доставшееся новым властям в Дамаске весьма сложное "лоскутное одеяло" этноконфессиональных групп населения Сирии предстоит преобразовать в новое сирийское государство. Первые заявления лидера нового режима Абу Мухаммада аль-Джулани свидетельствуют о том, что он заинтересован в достижении консенсуса между всеми этноконфессиональными силами страны и мирном решении возникающих проблем. Его призыв к роспуску и разоружению всех военно-политических группировок направлен на стабилизацию ситуации в Сирии. Не исключено, что в стране будет применена модель баланса интересов основных групп населения по примеру Ливана или Ирака, где руководящие посты в государстве распределяются заранее (арабы-сунниты, арабы-шииты, христиане, курды).
Но катастрофическое с точки зрения финансов и экономики положение страны и давление со стороны заинтересованных в Сирии стран накладывают свой отпечаток на принимаемые Дамаском решения. Аль-Джулани вынужден учитывать мнение главного бенефициара в сирийском перевороте Эрдогана, который требует скорейшего разоружения курдских ополченцев. Представители США и ЕС ставят условием снятия ограничительных санкций с Дамаска формирование инклюзивного правительства с участием в нем представителей всех этноконфессиональных групп населения, строительство светского общества, защиту прав меньшинств, женщин и т.п.
Прекращение финансирования правительства Сирии Тегераном, практически полностью разрушенные экономика и инфраструктура, жилой фонд и системы жизнеобеспечения поставили страну на грань гуманитарной катастрофы. Пока лишь Саудовская Аравия и Иордания приступили к оказанию Сирии незамедлительной гуманитарной помощи. Как сообщается местными СМИ, 60 гуманитарных грузовых автомобилей из Саудовской Аравии уже пересекли иордано-сирийскую границу через пограничный пункт Джабир, наряду с ними, шестой самолет с гуманитарной помощью из Саудовской Аравии вылетел из аэропорта Эр-Рияда в аэропорт Дамаска. Российские власти предложили использовать свои военные базы в Сирии для переброски гуманитарных грузов в Сирию. Очевидно, что соответствующие структуры ООН, ЕС, ЛАГ, ОИС, БРИКС, ШОС тоже должны включиться в процесс преодоления гуманитарной катастрофы в Сирии и создать условия для строительства нового государства.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович