Как известно, в 20-30-х годах прошлого века Франция по мандату Лиги наций создавала на осколках Османской империи сирийское государство. Вначале неоколонизаторы создали на этой территории семь квазигосударств, потом выделили отдельно Ливан, часть территории Сирии (государство Хатай) в 1939 году передали Турции. В 40-х годах прошлого века Сирия все же объединилась, добилась своей независимости и стала вполне самостоятельной. После череды военных переворотов в 1963 году власть в стране захватила партия арабских националистов – Баас, которая оставалась правящей до свержения режима Башара Асада 8 декабря 2024 года.
Главным бенефициаром смены власти в Сирии считает себя Эрдоган, который с начала революционных событий "арабской весны" 2011 года поддерживал сирийские радикальные исламистские группировки и вооруженную оппозицию на северо-западе Сирии. Сильно "позеленевшая" за последние годы Турция изначально симпатизировала сирийскому ответвлению организации "Братья-мусульмане" (запрещена в РФ). Именно на базе этой организации позднее были созданы "Джабга ан-Нусра" - "Фронт Победы" и "Гейят тахрир аш-Шам" - "Организация освобождения Сирии" (обе запрещены в РФ). В какой-то мере, Эрдоган надеялся в Сирии взять реванш и компенсировать потери от свержения режима "Братьев-мусульман" в Египте во главе с Мухаммедом Мурси в 2013 году.
Под предлогом борьбы с бандформированиями "Исламского государства" (запрещено в РФ) турецкие военные провели серию военно-карательных операций против сирийских курдов на севере Сирии и оккупировали административный район Африн, где организовали этнические чистки. На место изгоняемых курдских семей заселялись туркоманы и арабы-сунниты. Уместно заметить, что с боевиками ИГ турецкие военные не воевали, при соприкосновении с ними вступали в контакт, вели переговоры и договаривались о разделе сфер влияния. Этим можно объяснить и тот факт, что Турция превратилась в те годы в транзитный коридор для десятков тысяч джихадистов со всего мира.
Турция также помогла противникам Асада удержать контроль за провинцией Идлиб и частью провинции Алеппо, где вскоре были созданы альтернативные Дамаску органы региональной и муниципальной власти, полиция, спецслужбы, вооруженные силы. В этом протурецком анклаве в обращении была турецкая лира, в школах преподавался турецкий язык, на административных зданиях вывешивались турецкие флаги. Именно с этого плацдарма исламисты и вооруженная оппозиция предприняли в конце ноября 2024 года свой блицкриг на Дамаск.
С уходом из Сирии Ирана и его прокси-сил у Анкары появилась возможность занять место Тегерана в этой стране и превратить Сирию в своего младшего партнера или в вассальное государство. Такой подход отвечает внешнеполитическому курсу правящей партии ПСР на восстановление влияния Турции в границах бывшей Османской империи: в Средиземноморье, на Балканах, в Центральной Азии, на Южном Кавказе. Эрдоган до сих пор испытывает эйфорию от успешного силового решения карабахской проблемы и укрепления турецких позиций в Азербайджане и Грузии.
По утверждению арабских источников, Турция и Сирия в ближайшее время подпишут соглашение о совместной обороне. Согласно проекту этого документа, Анкара окажет помощь Сирии в случае, если Дамаск столкнется с военной угрозой. Соглашение также предусматривает, что турецкие военные будут обучать военнослужащих новой сирийской армии, включая летный состав, Турция получит право создать две военные базы в Сирии, на которых разместит 50 истребителей F-16 для защиты воздушного пространства и территории страны. Можно полагать, что вероятным противником новых властей в Дамаске считается Израиль. Не случайно они запросили у Турции БПЛА, радары и системы РЭБ для контроля за границей с Израилем. Якобы первая партия турецких дронов может поступить в Сирию уже в самое ближайшее время.
И, если с заменой Ирана и его прокси-сил в Сирии Турция справилась довольно быстро, то пребывание в стране российских военных баз и небольшого воинского контингента спецназа и армейской авиации США пока остается под вопросом. Безусловно, Эрдогану на перспективу не нужны в Сирии никакие иностранные военные базы и военнослужащие, кроме турецких. Но он понимает, что форсировать процесс вывода этих войск и требовать от Дамаска немедленных решений было бы опрометчиво. К этому его обязывают сложившиеся стратегические партнерские отношения с Россией и членство Турции в НАТО. Очевидно, что компромиссным вариантом для Анкары и Дамаска могло бы стать планомерное и поэтапное сокращение военного присутствия РФ и США в Сирии при гарантиях, что ВС Турции обеспечат стабильность и безопасность нового сирийского государства, не допустят возрождения ИГ. Для Вашингтона важным моментом будет защита прав и свобод национальных и религиозных меньшинств Сирии, в частности, сохранение автономного статуса курдского района "Рожава", принятие новой конституции страны, проведение демократических парламентских и президентских выборов. Есть и чисто технический вопрос на случай разоружения курдских ополченцев: кто возьмет на себя ответственность за охрану и содержание находящихся в лагерях и тюрьмах "Рожавы" нескольких десятков тысяч джихадистов ИГ?
Очевидно, что новые власти Сирии, в свою очередь, не спешат "жечь мосты" и в ультимативной форме требовать немедленного закрытия российских военных баз. Не исключено, что какое-то время эти базы могут использоваться для доставки гуманитарной помощи в Сирию или стройматериалов для восстановления разрушенной инфраструктуры. Многое будет зависеть и от позиции по этому вопросу других, дружественных Сирии, стран, в частности, монархий Персидского залива, которые могут взять на себя основную часть расходов по восстановлению страны.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович