Вряд ли можно отнести к разряду сенсаций тот факт, что первым иностранным лидером, которого принял Дональд Трамп после своей инаугурации на пост президента США стал премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху. Еще в период своего прежнего пребывания в Белом доме Д. Трамп уделял значительное внимание поддержанию тесных союзнических отношений с Израилем и укреплению его обороноспособности. Достижением администрации США того времени считались так называемые Авраамовы соглашения 2020 года, согласно которым, к признавшим ранее Государство Израиль Египту и Иордании, присоединились еще четыре арабских государства (Бахрейн, ОАЭ, Марокко и Судан). Д. Трамп пытался даже сколотить единый антииранский фронт на Ближнем Востоке типа мини-нато за счет включения в него Израиля, арабских стран и Турции. В качестве первого шага в этом направлении предлагалось создать единую систему ПРО по образу и подобию Евро ПРО.
Нападение ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года, и ответная военная операция Армии обороны Израиля - ЦАХАЛ под кодовым названием "Железные мечи" сорвали эти планы и заморозили дальнейший процесс нормализации отношений Тель-Авива с арабскими странами. Более того, Турция практически прервала все виды сотрудничества и взаимодействия с Израилем и поддержала палестинцев Газы.
Ко времени официального вступления Д. Трампа в должность удалось несколько снизить накал напряженности обстановки вокруг Израиля. Были достигнуты соглашения о перемирии с группировкой "Хизбалла" на юге Ливана и группировкой ХАМАС в секторе Газа. Пока трудно сказать, насколько прочными окажутся эти соглашения. Обстановка там остается взрывоопасной и не исключены новые провокации с обеих сторон по срыву режима прекращения огня.
8 декабря 2024 года пал режим Башара Асада в Сирии, что привело к уходу из этой страны главного противника Израиля - Ирана и его прокси-сил. Ливанская "Хизбалла" оказалась отрезанной от своих спонсоров в Тегеране. Примерно в таком же положении оказались и палестинские боевики в секторе Газа, который жестко контролируется по всему периметру границ израильскими войсками. Снизилась активность йеменской хуситской группировки "Ансар Аллах" в Красном море и Аденском заливе. Единый антиизраильский фронт из числа радикальных исламистских группировок или, как его называли в Тегеране "ось сопротивления", оказался расколотым и ослабленным. Позиции Ирана в регионе в целом существенно подорваны.
В этих условиях Д. Трамп вместо предложений по справедливому решению палестинской проблемы выдвигает какие-то нереальные, отвлекающие внимание мировой общественности, "прожекты" (неосуществимый проект; замысел, не имеющий реальной основы) по массовому переселению жителей сектора Газа в соседние и другие страны. Назывались Египет и Иордания и даже более экзотичные варианты, например, Сомали и Марокко. Якобы, только освободив от палестинцев сектор Газа, можно будет расчистить там руины, провести его реновацию и навести порядок. По мнению американского президента, Соединенные Штаты должны взять палестинский анклав под свой контроль, провести там "обезвреживание опасных бомб и другого оружия". Эту идею поддержал Б. Нетаньяху, который заявил, что Израилю в таком случае будет легче завершить операцию по уничтожению военной инфраструктуры радикальных палестинских группировок в секторе Газа. Естественно, что ни одна арабская страна не поддержала эту бредовую идею, а Египет и Иордания и раньше высказывались категорически против нового притока палестинских беженцев в свои страны. Как известно, Каир не так давно лишь с помощью армии справился со своими радикальными исламистами в лице "Братьев-мусульман" (запрещены в РФ), которые находились у власти в этой стране в 2012-2013 гг., и не желает их очередного ренессанса за счет прибытия боевиков и сторонников ХАМАС и "Исламского джихада". Примерно такой же позиции придерживаются и власти в Аммане. Ведь в Иордании две трети населения составляют палестинские арабы, а прибытие еще около миллиона палестинцев может угрожать самой государственности этой страны.
Таким образом, несмотря на явное неприятие арабским миром очередной спонтанной затеи Трампа по массовому переселению палестинцев, "вершители судеб" народов в Вашингтоне продолжают имитацию решения палестинской проблемы. Вместо того, чтобы вернуться к решению палестинского вопроса на основе резолюции Генассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, которая предусматривает создание двух государств на территории Палестины (арабского и еврейского), Трамп и Нетаньяху предлагают зачистку территории Палестины от ее жителей. Если посмотреть на предыдущие волны вынужденной миграции палестинцев, а точнее – их бегство от преследования и военных действий ЦАХАЛ, то можно констатировать, что это - "билет в один конец".
Раньше еврейский народ был рассеян по всему миру и только в мае 1948 года на карте появилось Государство Израиль, но именно с того времени палестинцы оказались на своей исконной земле изгоями и не могут создать национального государства. Это при том, что их численность по самым приблизительным подсчетам вдвое больше израильских евреев и составляет порядка 14-15 млн человек, из которых около 2 млн проживают в самом Израиле и являются гражданами этой страны, 3,5 млн палестинцев проживают на Западном берегу реки Иордан, где на базе Палестинской национальной администрации (группировка ФАТХ) им удалось создать Государство Палестина, которое уже признали 147 из 193 стран — членов ООН.
Израиль, США, страны ЕС, Япония все еще не признают это государство. Тель-Авив считает, что только в результате прямых израильско-палестинских переговоров можно будет обсуждать тему его признания. 2,2 млн палестинцев оказались в эксклаве – секторе Газа. До 7 млн палестинцев проживают на положении беженцев в арабских и других странах (Иордания, Ливан, Сирия, ЕС).
Позиция правительства Нетаньяху по поводу создания Государства Палестина консервативна. Израильские власти считают, что в нынешних условиях к власти в гипотетическом палестинском государстве неизбежно придут радикальные исламисты, которые выступают за ликвидацию Израиля и создание Палестины "от реки Иордан до Средиземного моря". В Тель-Авиве также уверены, что палестинское государство может стать плацдармом Ирана и всех других антиизраильских сил в регионе. При этом игнорируется тот факт, что среди палестинцев есть умеренные политики, такие как лидер ФАТХ и глава Палестинской национальной администрации – частично признанного Государства Палестина Махмуд Аббас и его соратники.
Вашингтон, Тель-Авив и их союзники по-прежнему предпочитают замалчивать палестинскую проблему или решать ее лишь силовым путем. Речи о том, чтобы помочь палестинцам создать общепризнанное Государство Палестина хотя бы в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме у них пока не идет. Похоже, что партнеров и союзников Израиля вполне устраивает постепенное поглощение палестинских земель методом расширения сети еврейских поселений. На Западе закрывают глаза и на фактическую оккупацию части прилегающих к Израилю территорий других арабских стран (сирийские Голанские высоты и ливанские фермы Шебаа).
Можно констатировать, что процесс ближневосточного урегулирования (БВУ) в широком понимании этого термина на всех его треках (палестинском, сирийском, ливанском) практически заморожен. Попытки России реанимировать работу ближневосточного квартета по БВУ (ООН, ЕС, США, РФ) и подключить к его работе Лигу арабских государств (ЛАГ) всячески саботируются Вашингтоном. На этом фоне активизируются радикальные исламистские группировки в регионе и продолжают свой джихад – "священную войну" с Израилем. Верховный имам французского города Бордо Тарек Убру трактует нынешнее противостояние между Израилем и ХАМАС как "войну несправедливости" с бесконечной перспективой. По его мнению, "70 лет унижений и угнетений (палестинцев) провоцируют такого рода преступность, терроризм". Можно сделать вывод, что прочный мир на Ближнем Востоке и разрядка напряженности в регионе не могут быть достигнуты без справедливого решения палестинской проблемы. А бредовые затеи и эксперименты Трампа и Нетаньяху с новыми массовыми переселениями миллионов палестинцев – это путь в никуда. Нерешенность палестинской проблемы остается одной из главных угроз региональной и международной безопасности.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович