По данным правозащитной организации, иранские силы безопасности арестовали не менее 38 студентов в возрасте до 18 лет за первые девять месяцев 2025 года, большинство из них — представители курдской и белуджской общин.
В отчёте говорится, что из задержанных 20 — курды, 13 — белуджи, а остальные — арабские студенты.
Правозащитная организация "Hengaw" заявила, что большинство этих детей уже сталкиваются с системным лишением возможности получать образование на родном языке, а их аресты ещё больше подвергают их "непоправимому вреду и последствиям" на раннем этапе жизни.
"Эта статистика свидетельствует о систематической политике угнетения этнических меньшинств и общин в Иране, которая применяется не только в социальной и политической сферах, но и в сфере образования, что напрямую угрожает образовательному будущему десятков подростков", — говорится в докладе организации.
Курдские и белуджские регионы Ирана уже давно являются очагами беспорядков и жестких мер государственной безопасности. Курдские провинции, такие как Сенендадж, Керманшах и Махабад, а также Систан и Белуджистан, населенные преимущественно белуджами, относятся к числу самых неблагополучных районов страны с высоким уровнем бедности, безработицы и ограниченным доступом к услугам. Этническая и языковая дискриминация стала одной из главных проблем, поскольку преподавание на курдском и белуджском языках запрещено в школах, несмотря на то, что статья 15 Конституции Ирана формально разрешает использование языков меньшинств в образовании и СМИ.
Репрессии в отношении студентов и несовершеннолетних усилились после общенациональных протестов 2022 года, последовавших за смертью 22-летней курдянки Махсы Амини под стражей в полиции. Это вызвало массовые демонстрации против правящей элиты Ирана. Правозащитные группы обвиняют силы безопасности в аресте тысяч протестующих, включая школьников, и в жестоком обращении со многими из них.
В Систане и Белуджистане также наблюдались неоднократные волнения, вызванные экономической маргинализацией и кровопролитными столкновениями между вооруженными группировками и иранскими силами безопасности. Правозащитники отмечают, что дети и подростки в этих регионах особенно уязвимы для произвольных арестов, коллективных наказаний и ограничений в сфере образования.
В последнем докладе подчеркивается масштаб политики Тегерана по подавлению этнических меньшинств посредством запугивания и слежки за семьями, школами и общественными учреждениями.