8 октября курдский президент Нечирван Барзани выступил на панельной дискуссии в рамках форума Института исследований Ближнего Востока (MERI) в Эрбиле под названием "Формирование будущего: видение мира и процветания".
Комментируя подготовку к парламентским выборам в Ираке, президент Курдистана подчеркнув необходимость создания институтов, а не концентрации власти в руках отдельных лиц.
Барзани назвал иракскую демократию переходным этапом, но отметил, что прогресс последних лет нельзя недооценивать.
Президент Курдистана также отметил улучшение ситуации с безопасностью по сравнению с шестью годами ранее и похвалил премьер-министра Мухаммеда Шиа ас-Судани за прогресс в сфере государственных услуг и инфраструктуры.
Стабильность Ирака зависит от создания сильных институтов, а не от концентрации власти в руках отдельных лиц, заявил он, предупредив, что персонализация государственных структур подрывает демократию и усиливает общественное разочарование.
Президент заявил, что Ирак переживает обстоятельства, напоминающие те, с которыми Курдистан сталкивался до 2003 года, назвав предстоящие выборы самыми решающими с 2005 года.
Он подчеркнул важность ноябрьских выборов для стабильности Ирака, отметив, что политические фракции в Багдаде всё больше осознают необходимость разрешения внутренних разногласий для сохранения социального и политического баланса.
Указав на недавний визит бывшего премьер-министра Хейдера аль-Абади в Эрбиль и его "открытое взаимодействие" с гражданами, он назвал его позитивным, но недостаточным событием, отметив, что подлинная демократия зависит от институтов, правосудия и коллективного чувства ответственности в обществе.Он указал, что, хотя регион по-прежнему сталкивается с трудностями, их решение посредством сотрудничества и взаимопонимания с Багдадом имеет решающее значение для лучшего общего будущего.
До 2003 года Курдистанский регион фактически функционировал как автономная зона, защищённая западной бесполетной зоной после войны в Персидском заливе 1991 года, но оставался экономически изолированным и политически уязвимым. Он сталкивался с разногласиями, ограниченными ресурсами и зависимостью от международной помощи.
Президент также предупредил, что регион больше не будет молчать об атаках беспилотников, назвав вооруженные группировки, действующие вне рамок государственной власти, реальной угрозой Ираку.
Барзани осудил недавние удары беспилотников по аэропорту и нефтяным объектам Эрбиля, назвав их "ударом по всему Ираку" и поставив под сомнение то, какую выгоду страна получила от подобных атак.
Он раскритиковал реакцию Багдада, назвав её недостаточной, заявив, что федеральное правительство "прекрасно знает", кто стоит за этими ударами, и должно перестать относиться к нападениям на регион как к обычному делу. "Когда мы приезжаем в Багдад, официальные лица говорят о суверенитете Ирака, но когда вооружённые группировки нападают на Курдистан, они относятся к этому как к чему-то нормальному".
Барзани также предупредил, что несколько группировок, эксплуатирующих беспилотники, финансируются государством, подрывая его авторитет, и призвал Багдад передать все вооружённые группировки под контроль главнокомандующего и премьер-министра Мухаммеда Шиа ас-Судани.
Освещая ситуацию в Сирии, он предупредил, что у этой страны есть "последняя возможность" начать новый этап, и призвал сирийских курдов к прямому взаимодействию с Дамаском и открытию там политического офиса.
"То, что происходит в Сирии, — я рассматриваю это как последний шанс для страны. Наша роль в международном сообществе должна заключаться в том, чтобы помочь сирийским силам вывести своё государство на новый уровень. Мы не рассматриваем Сирию как угрозу; мы хотим, чтобы там были лучшие условия".
"Сирийский народ сильно пострадал и заслуживает лучшей жизни по всем стандартам".
Барзани отметил, что одним из главных препятствий остаётся централизованный характер сирийского правительства. "Я лично обсуждал этот вопрос с [переходным президентом] Ахмадом аш-Шараа… Сирией невозможно управлять централизованно. Она состоит не из одного компонента, а из арабов, христиан, курдов и других".
Он продолжил: "Когда кто-то говорит, что хочет управлять страной в рамках централизованной системы Башара Асада, мы считаем это неприемлемым. Я также говорил об этом Ахмаду аш-Шараа. Тем не менее, нынешней администрации следует дать шанс увидеть, куда это приведёт Сирию".
Барзани подчеркнул, что его высказывания адресованы в основном сирийским курдам, посоветовав им "как можно скорее отправиться в Дамаск, открыть там офис и считать себя хозяевами, а не гостями. Они должны участвовать в политическом процессе в Сирии".
"Я не знаю, чего ждут курды в Сирии", — добавил он. "Лучшее решение — это соглашение с Дамаском. Я понимаю, что им предложили присоединиться к сирийской армии, что я считаю неправильным и неприемлемым, но компромисс можно найти. Помню, в 2003 году наше самое большое разногласие с Соединёнными Штатами произошло, когда они попросили нас изменить название сил пешмерга".
Барзани признал, что отношения между Эрбилем и сирийскими курдами были нестабильными. "Иногда наши отношения с курдами в Сирии охлаждаются, иногда улучшаются. Но в принципе мы сходимся во мнениях — точно так же, как "Демократическая партия Курдистана" и "Патриотический союз Курдистана" сходятся в своих основных убеждениях".
Он заключил: "Эпоха войны для курдской культуры прошла. Наша роль заключалась в поддержке. Мы заявили, что сирийские курды могут сами решать свои дела, и ["Рабочая партия Курдистана"] РПК не должна вмешиваться. Если РПК продолжит своё вмешательство, проблемы в Сирии не будут решены".
Рассуждая об отношениях с Ираном, президент Барзани заявил, что они приобрели "иной, более позитивный" оборот после его недавнего визита в Тегеран.
"В наших отношениях с Ираном есть два направления. Во-первых, это соседняя страна, с которой у нас протяжённая граница, и мы никогда не хотели, чтобы наши отношения были подорваны. В то же время мы не являемся источником угрозы для Ирана и не допускаем враждебности по отношению к какой-либо соседней стране с территории Курдистана. Наша политика — содействовать миру в регионе, а не быть частью его проблем".
Он отметил, что товарооборот между Ираном и Курдистаном в настоящее время составляет около 11 миллиардов долларов в год. "После моего визита в Иран в прошлом году в наших отношениях открылась новая страница. Президент Ирана также посетил Курдистан, и я считаю, что это был очень позитивный шаг в укреплении наших связей", — сказал он. Барзани подтвердил, что "Иран — важная страна, и мы стремимся к дальнейшему развитию и укреплению наших отношений. Курдистан никогда не станет источником угрозы для Исламской Республики, которая поддерживала нас в трудные времена". Он добавил, что после встречи с Верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи "характер и тон наших отношений изменились к лучшему".
Что касается связей с Турцией, президент Курдистана отметил, что Курдистан поддерживает "очень дружественные отношения" с Анкарой, как в политическом, так и в экономическом плане. "Мы продолжим сохранять и защищать эти отношения".
Говоря о перспективах мира в Турции, Барзани заявил, что почувствовал "серьёзные намерения" турецкой стороны после встречи с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. "Даже если прогресс идёт медленно, есть искреннее намерение достичь результата. Мы должны быть терпеливы, поскольку это давняя проблема, которую невозможно решить в одночасье", — отметил он. Барзани подчеркнул, что РПК также должна предпринять "необходимые шаги", добавив: "Неправильно ждать, пока другая сторона начнет действовать первой — такой подход ни к чему не приведет".
Он подчеркнул, что Курдистан играет лишь вспомогательную роль в мирном процессе. "Мы говорили об этом в Анкаре и говорили с этой группой о помощи, которую мы можем предложить. Когда они [РПК] начали складывать оружие, они попросили нашей помощи, и мы оказали ее по мере своих возможностей. Я рассматриваю это как историческую возможность, которую курды не должны упускать".
Барзани добавил, что "[лидер РПК] Абдулла Оджалан ясно выразился: если РПК не выполнит то, что он наметил, это будет разочарованием даже для него. Когда дело доходит до реализации, РПК часто действует неадекватно, и это только навредит курдскому народу".
"Я хочу, чтобы наши братья отнеслись к этому вопросу более серьезно, чтобы добиться результата".
Президент Курдистана также заявил, что администрация президента США Дональда Трампа представляет собой "возможность" для региона.
"Мы считаем, что у нас хорошие отношения с Соединенными Штатами, и поддерживаем политику президента Дональда Трампа, направленную на расширение возможностей и обеспечение стабильности в регионе, включая стабильность в секторе Газа".
Он добавил, что Вашингтон поддерживал Курдистан во "многие трудные времена", отметив, что помощь США имела решающее значение в борьбе с ИГИЛ.