Наличие действующих военных баз в Ираке позволит нам проецировать силу и влияние на весь регион.
В начале нынешнего месяца министр обороны США Боб Гейтс (Bob Gates) посетил Ирак с намерением побудить местных лидеров принять наконец решение по поводу того, хотят ли они, чтобы американские войска остались в стране и после 31 декабря. "Если наше присутствие требуется для оказания иракскому руководству помощи в тех районах, где она им необходима, - заявил он, - мы не против такой возможности. Однако они должны попросить нас об этом".
Это решение, хотя и является несколько запоздалым, все же знаменует собой пусть и небольшой, но долгожданный шаг в правильном направлении. До настоящего дня администрация Обамы занимала позицию невмешательства в Ираке, намекая на то, что она не прочь полностью вывести их Ирака свой воинский контингент, насчитывающий сегодня 50 тыс. солдат и офицеров. Это, по-видимому, позволило бы президенту сдержать слово, выполнив свое обещание об "окончании войны", данное во время предвыборной кампании 2008 года, хотя надо сказать, что в настоящий момент американские войска не участвуют там в каких-либо серьезных военных действиях.
Задача военнослужащих армии США заключается в том, чтобы обучать местных военных, оказывать им содействие и помогать советами, а также проводить операции по борьбе с терроризмом. Кроме этого, американские части выступают в качестве буфера, позволяющего успокоить все стороны иракского политического спектра и убедить их в том, что их оппоненты не прибегнут к силе для достижения своих целей. Последняя задача выглядит особенно актуальной на фоне того, что и суннитские и шиитские экстремистские группировки продолжают прибегать к насилию. Более того, в Ираке до сих пор действуют ячейки Аль-Каиды, хотя преждевременные сообщения об их разгроме публиковались уже много раз.
Что особенно важно, вооруженные силы США играют роль миротворцев, разделяющих части курдской милиции - "пешмерга" (peshmerga) - и силы безопасности Ирака, дислоцированные вдоль так называемой "зеленой линии", границы между территорией собственно Ирака и районов, контролируемых Курдским региональным правительством. Посетив Ирак в прошлом месяце, я стал свидетелем очередного, неизвестно какого по счету, конфликта между курдами и арабами. Подразделения "пешмерга" выдвинулись к югу от "зеленой линии", чтобы окружить спорный город Киркук. Иракская армия также начала перебрасывать свои части в этот район. Если бы американские войска не стояли между противоборствующими сторонами, боевые действия не заставили бы себя ждать.
Лидеры курдской милиции не станут вести переговоры напрямую с иракской стороной – им требуется посредник, которому они могут доверять. Подумайте, к чему может привести подобный кризис в будущем году, если контингент армии США покинет страну.
Посольство Соединенных Штатов озвучило далеко идущие планы о том, чтобы разместить в стране примерно 1 тыс. дипломатов при поддержке 16 тыс. бойцов-контрактников, чтобы обозначить свое присутствие на территории Ирака, в нескольких районах, где расположены американские консульства. Однако даже если госдепартамент и справится с такой задачей – а для этого необходимо совершить настоящий подвиг в области тылового и материально-технического обеспечения – никто не сможет заменить американские войска, выполняющие миротворческие функции.
Контрактники успешно справляются с обучением военнослужащих сил безопасности Ирака, однако я сомневаюсь, что им по плечу задачи такого масштаба. Дело в том, что у Ирака нет ни истребительной авиации, ни систем управления полетами. В армии этой страны насчитывается всего лишь 70 танков и полностью отсутствует артиллерия. У иракской армии не имеется опыта по ведению общевойсковых боевых действий, так как последние восемь лет ее деятельность ограничивалась операциями против повстанцев, впрочем, по вполне понятным причинам.
Другими словами, если американский контингент уйдет, Ирак останется полностью беззащитным. Он станет легкой добычей для Ирана, который является его историческим соперником. Все это, конечно, не означает, что Иран решится на вторжение, однако постоянные угрозы и запугивание с его стороны позволяет предположить: если Ирак не сможет должным образом защищать свои границы, Тегеран получит еще один рычаг силового воздействия на соседа.
В этих обстоятельствах полный вывод американских сил из Ирака является безумием. Мы все еще держим войска в Косово, Южной Корее и других конфликтных регионах, хотя ситуация там выглядит гораздо более стабильной. Именно поэтому мы должны оставаться и в Ираке.
Держать в стране 50 тыс. солдат и офицеров, вероятно, не нужно, однако, как указывают военные аналитики Фредерик и Кимберли Каган (Frederick и Kimberly Kagan), сохранение 20-тысячного контингента является вполне достаточным для успешного развития Ирака. Кроме того, в этом случае возможен американо-иракский союз, способный стать стержнем политики безопасности в этом стратегически важном регионе. Наличие действующих военных баз в Ираке позволит нам проецировать силу и влияние на весь регион, успешно противостоять угрозам со стороны Ирана и Аль-Каиды, а возможно, и подтолкнуть весь Ближний Восток к движению в прозападном направлении.
Перед поездкой в Ирак я считал, что ведутся некие закулисные переговоры о продлении сроков Соглашения о статусе войск, чтобы военный контингент США смог оставаться в стране. Однако, пробыв несколько дней в Ираке и побеседовав с американскими и иракскими должностными лицами, как гражданскими, так и военными, я пришел к заключению, что подобные переговоры даже и не начинались, так как каждая из сторон ждет, когда другая сделает первый шаг в этом направлении. Г-н Гейтс наконец-то разорвал это порочный круг, однако его вмешательство вполне может оказаться недостаточным и несколько запоздалым.
Макс Бут – ведущий научный сотрудник Совета по международным отношениям в области изучения вопросов национальной безопасности.