Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Курдовед на безрыбье: Нодар Мосаки и "езидская нация"

Просмотры5565Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-09-02

На "Регнуме" вновь появилась статья regnum.ru/news/1440435.htmlна езидскую тему, как кажется представляющая собой ответ нашу статью на "Курдистан.ру" (хотя и без прямых ссылок на нее). Это - статья старшего научного сотрудника кабинета курдоведения ИВ РАН Нодара Мосаки "Идентичность "курдов-езидов" и "езидов" постсоветского пространства".

Однако возражение г-на Мосаки своеобразное: он академически рассуждает об этнических процессах среди армянских езидов, когда мы писали о политике армянских кругов, и о том, что езиды называет свой язык "не курдским (kurdî) или курманджи (kurmancî), а "эздики" (êzdîkî)", когда мы писали об изданных в Армении официально учебниках несуществующего "езидского языка". Под конец же, мимоходом и чуть ли не в качестве постскриптума, он опровергает претензии курдских националистов к правительству Армении одним простым указанием, что в Армении никого не принуждают записываться в переписи езидом.


Описывая спор между курдскими националистами и сторонниками этнической обособленности езидов, которых он называет "убежденными езидами", Нодар Мосаки, как и следовало ожидать, берет на вооружение модный в эпоху постмодерна "конструктивистский" подход к этничности, который объявляет этносы и нации не чем-то объективно существующим, а плодом субъективного позиционирования групп людей – "воображаемыми сообществами". Поэтому, если езид считает себя курдом по национальности, то он и является курдом, если езидом – то соответственно езидом, а если "эльфом"… то эльфом. И спорить, говорит г-н Мосаки, не о чем.
Как человек ученый, Нодар Мосаки обильно цитирует классиков "конструктивистского" подхода – Эрнста Геллнера и Бенедикта Андерсона. Но тут он, собственно, попадает впросак, особенно с цитатой из Геллнера, что "на земле существует огромное количество потенциальных наций", которую он пытается отнести к езидам. Дело в том, что езиды ни реальной, ни потенциальной нацией не являются даже по критериям Геллнера и Андерсона, и создается впечатление, что читая их книги, г-н Мосаки совершенно не понял, о чем они написаны и какова авторская концепция нации и национализма.
Ведь нация по Геллнеру и Андерсону – это порождение националистической идеологии и стандартизированной "высокой" (письменной) культуры. "Соединение капитализма и техники книгопечатания в точке фатальной разнородности человеческого языка сделало возможной новую форму воображаемого сообщества, базисная морфология которого подготовила почву для современной нации" - считает например Б.Андерсон. "Именно национализм порождает нации, а не наоборот" - утверждает Э.Геллнер. Национализм же он определяет как "политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать". Пусть читатель судит сам, какое отношение имеют эти взгляды к обсуждаемому Н.Мосаки вопросу. А ведь заметьте, я привожу цитаты именно из тех трудов, на которые ссылается Н.Мосаки!  Национализм дает идею единой прошлой, настоящей и будущей судьбы, идею прежде всего политическую; но идеология "убежденных езидов" принципиально неспособна предложить езидской общности какую-то перспективу, картину яркого общего будущего. Она вся сводится к фобии в отношении курдов-мусульман, начинаясь с нее и ею же заканчиваясь. С другой стороны, у езидов нет и быть не может отдельной национальной культуры. Ряд авторов - езидов по происхождению, пишущих в разных странах на курдском языке и языках стран проживания, никоим образом не могут составлять "езидской литературы" (как единого явления); о "езидской науке", "езидском театре" и т.п. тем более умалчиваю. При этом, у езидов нет не только особой "высокой" (письменной), но даже и особой "низкой" (народной) культуры – свои песни, сказки и пр. езиды вполне разделяют с курдами-мусульманами и отличаются от них только и исключительно религиозными обычаями. При такой слабости внутренних ресурсов, езидам остается две стратегии: либо позиционировать себя в качестве конфессиональной группы внутри курдской нации, либо – конфессиональной группы внутри наций "стран проживания", что в конечном итоге ведет к ассимиляции. От выбора второй стратегии происходят и последствия, которые красноречиво описывает сам Мосаки: ""Убеждённые езиды" проигрывают борьбу в деле укрепления езидской веры, предотвращении ассимиляции (пока преимущественно культурно-лингвистической и конфессиональной, которая в ближайшие десятилетия превратится и этническую; особенно в России)".

Любопытно, что "ученый" Мосаки при этом вполне по-обывательски объясняет такое прискорбное положение недостатком полемических способностей у теоретиков езидской особости, проигрывающих богословское соревнование христианским и прочим миссионерам – не понимая, что ассимиляция езидов как раз и является совершенно неизбежным следствием попыток отгородить их от общекурдской культуры и курдской нации, и ничего, кроме ассимиляции, из этих попыток последовать и не может.
Не понимая этого, Н.Мосаки высокомерно-брезгливо смотрит на дискуссию между курдскими националистами и "убежденными езидами", которая, по его словам, "наносит большой урон" и "выставляет курдов и езидов посмешищем среди других народов" (которые, заметим от себя, едва ли и осведомлены об этих дискуссиях). А между тем, эти дискуссии как раз носят сущностный и судьбоносный для езидов характер, ибо определяют не более и не менее, как стратегию дальнейшего существования езидов в качестве особой группы. В истории езидов эти дискуссии имеют то же ключевое значение, как в истории евреев – дискуссии между сионистами и "ассимилянтами" в начале ХХ века. И вот человек, считающий себя ученым, столкнувшись с фактом судьбоносной для группы конкуренции идеологий, не видит в этом факте ничего, кроме каких-то бессмысленных дрязг, и разрешает спор на манер кота Леопольда: "ребята, давайте жить дружно!".


Это – то, что касается "конструктивистского" подхода к проблеме; но ведь кроме конструктивистского, есть еще и примордиалистский подход, рассматривающий этносы и нации как объективно данные феномены. По поводу "воображаемых сообществ" задается вопрос: а кто же их, собственно, воображает? И на каких основаниях? Есть же, скажем, объективная разница между жителем России, который воображает себя "эльфом", и жителем Китая, который воображает себя китайцем? Как известно, в XIX веке на вопрос переписчиков о национальности жители Бакинской губернии называли себя "мусульманами", а белорусские крестьяне и вовсе говорили "тутойшие" ("здешние") – значит ли это, что этнограф не имел права называть их азербайджанскими тюрками или белорусами? Равным образом специалисты как в XIX веке, так и в наше время относят езидов к курдам, что Нодар Мосаки парирует странными для полемики, претендующей на научность (но зато характерными для всякой демагогии) "моральными" доводами. "Ссылка на зарубежных (для курдов и езидов) авторов (…) в деле выяснения идентичности курдов (и "езидов"), точнее - отнесения езидов к курдам, сама по себе унизительна" говорит он, вдруг озаботившись национальной гордостью езидов. "Очевидно – продолжает Н.Мосаки, - что этническая идентичность не формируется сквозь призму взглядов зарубежных курдо- и "езидоведов" – разумеется, академические ученые-антропологи не "формируют" этносы, они описывают их, и к несчастью, ученые гораздо более видные, чем Нодар Мосаки  описывают езидов как религиозную группу курдов.

И вот, вслед за статьей Мосаки, мы приближаемся к самому деликатному моменту. Г-н Мосаки упоминает, что "в Армении и среди выходцев из Армении доля "этнических езидов" существенно выше", не давая, впрочем, никакого научного объяснения этому феномену. Он решительно выступает против обвинений армянских властей в искусственном насаждении "езидской идентичности", на том единственном основании, что в Армении во время переписей никого насильно не заставляют записываться езидом: "более 1 тысячи человек отнесли себя к курдам", сообщает он, добавляя: "очевидно, что большинство этих людей, если практически не все, являются езидами по религии". Да почему же это очевидно, г-н Мосаки? Скажите на милость, ведь в советские времена в Армении было немало курдов-мусульман, существовало курдское (а не "езидское") радио, выходила курдская (а не "езидская") газета, было курдское (а не "езидское") отделение в республиканском Союзе писателей, и вообще по переписи 1979 года курдов в Армении была 51 тысяча, а езидов (по национальности) не было demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_79.php?reg=13 ? 20 лет спустя, в 2001 году, в Армении 40 тысяч "езидов" и 1 тысяча "курдов" docs.armstat.am/census/pdfs/52.pdf . Почему бы г-ну Мосаки научно не объяснить причины столь стремительно произошедших этнических процессов и "изменений в самоидентификации"? Получается, что г-н Мосаки либо не знает, что курды-мусульмане были изгнаны из Армении вместе с азербайджанцами в конце 1988 года (во время карабахского конфликта) - либо сознательно умалчивает об этом ключевом для нашей темы факте. Более того, под горячую руку попались тогда и езиды, которым (в качестве курдов) угрожали армянские националистические боевики, так что некоторые езиды были даже вынуждены бежать вместе с курдами-мусульманами. Но вне зависимости от того, является ли это умолчание плодом невежества или сознательной подтасовки - ни в том, ни в другом случае г-н Мосаки не заслуживает имени ученого.
А между тем, на фоне этого факта, стремительная смена 40 тысячами человек самоидентификации с курдской на езидскую перестает быть научной загадкой. При этом г-н Мосаки совершенно прав, когда говорит, что у езидов есть полная свобода: записывать ли себя в переписи в качестве езида, или курда. Свобода, говорят философы – это возможность делать выбор и нести  ответственность за его последствия. Естественно, что когда перед человеком в Армении становился выбор: идентифицировать ли себя с группой, которая пострадала от геноцида вместе с армянами, или с группой, которую армяне обвиняют в соучастии в геноциде, человек взвешивал последствия и совершенно свободно выбирал "езидскую" самоидентификацию – ну, разве за исключением совсем уже безбашенных убежденных националистов. Однако же случается, что эти люди, выехав за пределы Армении, немедленно перестают возражать против своего отнесения к курдам. Подобная метаморфоза произошла, например, с известным певцом Арамо, который в Армении идентифицировал себя как езида по национальности, а переселившись в Курдистан, стал вполне себе курдом. К сожалению, Нодар Мосаки не объяснил и даже не отметил этого загадочного факта.
При этом Н.Мосаки отчасти сам признает, что в Грузии, где у езидов не было таких проблем, как в Армении, и вопросы идентификации не стоят остро, так что большинство грузинских езидов, как бы они ни указали себя в переписи – "езидами" или "курдами", не видит принципиальной несовместимости между езидской и курдской идентичностями. Возьмем для примера портал "Езиды Грузии", показательный потому, что он внеидеологичен и целиком сосредоточен на общинных и культурных вопросах. Тем не менее, он не забывает отметить статьей то годовщину выхода первой курдской газеты то Мехабадской республики sarhad.ge/main.php?mode=3&cat=main&sub=2&lang=ru sarhad.ge/main.php?mode=12&cat=main&sub=2&id=628&lang=ru , а в опции выбора языка язык указан как Kurmancî, а отнюдь не êzdîkî.

Напомним кстати, что видный армянский иранист Виктория Аракелова также не согласна с теорией Нодара Мосаки о самопроизвольном зарождении езидской этнической идентификации среди армянских езидов. Ее ученое мнение мы уже приводили, и сейчас с удовольствием повторим, приведя еще одну цитату все в том же смысле:
"Именно благодаря усилиям армянских востоковедов езиды были признаны отдельной этноконфессиональной группой. Позже это было признано и на международном уровне. И произошло это не благодаря политикам и борцам за права национальных меньшинств, а именно благодаря усилиям армянских востоковедов. А ведь это тоже стало важным фактором обеспечения национальной безопасности, отвело от нас серьезную угрозу стать страной с "курдским фактором". ("Голос Армении", №139, 26 декабря 2006).
Ну, Виктория Аракелова по крайней мере отдает себе отчет, что и зачем она делает, а вот что и зачем делает Нодар Мосаки? Он производит впечатление человека, которого насильно заставили заниматься курдоведением и который, по этой причине, люто ненавидит свой предмет. Как представляется, его "исследовательский метод" заключается в том, что он выбирает из интернета наиболее критические суждения о ситуации в Курдистане и компонует их в совсем уже безотрадную картину, не размениваясь при этом на такие мелочи, как конкретные факты, статистика (которую он, для удобства, объявляет вовсе несуществующей) и т.п. Словом – "клуб на улице Нагорной стал общественной уборной…" Желающие могут оценить сами:       "О детской беспризорности и проституции среди курдов Турции" -

iimes.ru/rus/stat/2008/28-02-08.htm "Рынок труда и гастарбайтеры в Южном Курдистане" - iimes.ru/rus/stat/2008/15-04-08b.htm " О проблеме проведения реформ в Иракском Курдистане" - kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3696:2011-08-24-10-22-47&catid=92&Itemid=147 Пусть читатель сам делает выводы. На мой взгляд здесь наукой и не пахнет Скорее это похоже на антикурдские пропагандистские агитки.

И между тем, Нодар Мосаки считается одним из наиболее ярких наследников российской курдоведческой школы – школы, у истоков которой стояли В.Ф.Минорский и О.Л.Вильчевский, которую продолжили М.С.Лазаре и О.И.Жигалина! Верно говорит курдская пословица: "Когда в деревне нет мужчин, и петух становится Абдурахманом".


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

2023-12-09 Станислав Иванов
Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

В отличие от своих соплеменников в Турции, Сирии и Иране, которые официально не имеют права даже на культурную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями...

Общественный договор Джона Локка

2023-11-07 Хуссейн Паям хазим Хуссейн
Общественный договор Джона Локка

Политические работы английского философа Джона Локка считаются пионерскими произведениями современной политической мысли. Политическая теория этого философа находится в рамках интеллектуальной и политической системы, сочетающей рациональность и эмпиризм..

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика