Международное сообщество втянуто в обсуждение душераздирающих сценариев драматического раздробления и перекраивания суверенных территорий стран Большого Ближнего Востока, широко распространяемых разными по политической ориентации источниками мирового информационного пространства, чтобы сформировать определенное и необходимое мнение о во всех смыслах "наступающей эпохе" однополярного мира. Одни источники пропагандируют скорое установление якобы справедливых, прогрессивных, гуманных и универсальных условий сосуществования под защитой и постоянной заботой демократического Запада во главе с господствующими США, в то время как другие, не имея убедительной альтернативы, утверждают о ложности и всеобщей вредоносности подобной пропаганды.
Вводить людей в тот или иной контекст заблуждения стараются все стороны, активно участвующие в глобальной политике: США и европейский Запад совместно и по отдельности, но, конечно, в рамках стратегического и идеологического союза, а все остальные субъекты, в том числе Россия - разрозненно или группами, но, как правило, лишь согласно краткосрочным тактическим договоренностям и сообразно очень умеренным военно-политическим амбициям. Истина, как всегда, не вписывается однозначно ни в ту, ни в другую сторону.
Запад объективно действует более эффективно и решительно, однако его высокая политэкономическая конкурентоспособность практически относительная и не всегда плодотворная, как бы не пытались доказать обратное некоторые настойчивые западные "пропагандисты". Ситуация в мире в целом и особенно в регионе Ближнего Востока меняется динамично и не всегда по законам управляемого хаоса.
Западу очень сложно поддерживать повышенные темпы разнонаправленной и широкомасштабной внешнеполитической деятельности, требующей грандиозный уровень материально-технических вложений, чтобы постоянно играть на опережение и добиваться выполнения большинства поставленных тактических задач. Никакая пропаганда не возмещает Западу последствия допущенных ошибок, просчетов и поражений. Тем более, когда имевшиеся ранее возможности безвозвратно упущены, потеряны или ограничены новыми обстоятельствами.
Кроме того, сильно надутый и предельно разогретый западный экономический "пузырь", как известно, не выдержал неконтролируемого и растущего воздействия внешнего военно-политического давления и изрядно "скукожился", нуждаясь в срочной реабилитации реального производственного сектора и международных финансовых институтов. Глобальный кризис продолжается и требует внесения чрезвычайно капиталоемких и организационно сложных корректировок в мировую финансово-экономическую систему, международные производственные, торговые и научно-технические связи.
Большой Ближний Восток с точки зрения указанных геополитических аспектов глобализации – это прежде всего важный сырьевой и геостратегический плацдарм, новая стартовая площадка для обеспечения реанимации мировой экономики. В то же время в таких странах исламского мира, как Турция, Иран, Ирак и Сирия, образующих чрезвычайно значимый узел международных интересов, сосредоточена основная часть энергии будущей региональной войны, которая, возможно, сегодня рассматривается Западом уже в качестве единственного способа достижения своих политических и экономических целей. Военные действия по замыслу Запада будут происходить в формате противостояния между исламскими странами суннитского и шиитского конфессионального толка. При этом основным партнером и союзником западной "миротворческой" коалиции в вышеупомянутом ближневосточном узле пока выступает "преданная" Турция.
Вместе с тем очевидно, что ситуация у Турции опасно несбалансированная в связи с внушительным внутриполитическим фактором, имеющим непосредственное отношение к курдскому вопросу.
Отказ от выполнения требований турецкой части курдского народа грозит в конечном итоге Турции не только глубоким социальным, но и внешнеполитическим нокаутом, после которого идея о лидерстве в регионе Ближнего Востока будет окончательно закрыта для наследников Оттоманской империи. Амбициозную инициативу Турции немедленно перехватит Саудовская Аравия при молчаливом согласии США и НАТО.
При таком раскладе курдское национально-освободительное движение примет обоснованное решение о переходе к программе создания независимого и демократического Большого Курдистана, который будет всемерно поддержан Западом и Израилем и признан ими стратегическим партнером в системе сдержек и противовесов против зарождающегося арабского блока суннитских государств во главе с Саудовской Аравией. Иран без Сирии, оказавшись фактически в полном одиночестве и в состоянии неравной войны с Западом, Израилем и прозападными сателлитами из числа арабо-суннитских монархий, не будет иметь даже минимальной возможности для предотвращения естественного отделения Восточного Курдистана.
Турция, вполне осознавая вероятность такой мрачной перспективы развития событий, пока только надеется, что все же сумеет сохранить целостность и суверенитет демократического государства исламского толка и повлиять на решение курдского вопроса исключительно в своих политических и экономических интересах. Хотя надо отметить, что нынешнее руководство Турции плохо справляется с этой задачей. Отсутствие воли, решительности и отваги у Премьер-министра и Президента тормозят анонсированный ими процесс конституционных реформ в Турции с целью решения внутренней курдской проблемы. Время играет против Турции. Ведь Большой Курдистан будет мало уязвим с точки зрения перспектив строительства собственной дорожно-транспортной и инженерной-коммуникационной инфраструктуры, а вот Турция без Северного Курдистана будет нести огромные политические и экономические потери.
Попытки силового подавления курдского демократического движения в Турции и неизбежный перенос главных военных операций против объединенных вооруженных сил курдского народа за пределы турецких границ получат адекватное противодействие со стороны Южного Курдистана, основательно подкрепленное открытой внешней поддержкой Израиля и косвенным содействием США. Такой вариант может привести к распаду Турции и окончательному концу турецкой государственности.
Россия, "временами и местами" осознанно или случайно поддерживаемая некоторыми государствами, наивно предпочитает каким-то неопределенным и неизвестным образом перенаправить взрывоопасную энергию указанного ближневосточного узла на "доброе созидание", предотвращение войны, надеясь, наверное, на чудо, в частности на сказочное перевоплощение действующего Президента Сирии и духовных лидеров Ирана.
Верность дружбе – исторически подтвержденное политическое и морально-нравственное свойство России, но по отношению к народам, а не государствам. Совсем недавно Россия убедительно продемонстрировала этот принцип. Произошло это в 2008 году. Не будем уточнять, где. Удивительно, что Россия не реагирует должным образом на аналогичные, но куда более геополитически значимые проблемы в Турции, Иране, Ираке и Сирии, связанные с курдским вопросом, с судьбой сорокамиллионного курдского народа в регионе, имеющего исключительно важное стратегическое значение для национальных интересов российской державы.
Российская Федерация оторвалась от внутриполитического наследия СССР, но осталась заложницей старых советских внешнеполитических иллюзий КПСС. Неужели российские внешнеполитические чиновники, кадровые дипломаты так и не смогли перестроиться. Внешняя политика России должна всегда соответствовать историческим традициям и современной внутренней политике страны. Только так Россия может полностью восстановить былое влияние в мире для достижения своих политических и экономических интересов. Россия обладает достаточными рычагами воздействия на ближневосточную ситуацию и может плодотворно и оптимально эффективно сотрудничать с Западом, отстаивая собственную позицию и принципиальное мнение. С соперником надо поддерживать постоянный контакт и диалог для поиска компромисса по любому внешнеполитическому вопросу, а не усиливать бесполезную конфронтацию с неясными целями. Россия и Китай, например, блокируют процесс принятия решения по Сирии в Совете Безопасности ООН, принципиально отвергая позицию других постоянных-членов. Зачем? У России в отношениях с Сирией влияния ровно настолько, чтобы "удовлетворительно" осуществлять некоторые внешнеторговые операции, сохранять одностороннее экономическое сотрудничество на "долгосрочной кредитной основе" и в русле политического сотрудничества КПСС с псевдосоциалистической правящей партией сирийского режима. Сегодня в отношениях России с Сирией, как впрочем и с Ираном, нет ни стратегического сотрудничества, ни союзнических договоренностей, ни стабильных экономических связей.
Зачем демократическая Россия так защищала и защищает диктаторские и авторитарные режимы в Сирии и Иране, которые постоянно угнетали и продолжают угнетать миллионы бесправных курдов, проживающих на своих исконных землях?
Активное участие России в решении курдского вопроса даст возможность занять ведущее место в переговорном процессе по Ближнему Востоку на многостороннем и международном уровне. Россия способна перехватить инициативу у Запада на Ближнем Востоке с помощью курдского вопроса и официально заявить о необходимости принятия срочных мер, направленных на обязательное мирное решение курдского вопроса на основе коллективных договоров и действий международного сообщества, но прежде всего в интересах разделенного курдского народа.
России было бы разумнее на примере Сирии принять активное участие в выработке проектов резолюций СБ ООН не с точки зрения защиты суверенитета правящего сирийского режима, а с целью обеспечения целостности страны на основе демократических реформ и международной гарантии образования широкой национально-территориальной курдской автономии.
Курдский вопрос – идеальный объект "перезагрузки" отношений между США и Россией.