В Стамбуле завершилась очередная конференция "Группы друзей Сирии". Ее основным итогом должны были быть "не некие прорывы", которые кто-то ожидал, а структурирование организации протеста в связи с изменившимися условиями внутри Сирии. Никакие фундаментальные "прорывные решения" невозможны без принципиального изменения позиции России и Китая.
"Друзья Сирии" наконец-то определились с приоритетами, признав Сирийский национальный совет (СНС)в качестве "единственного органа, который может представлять сирийский народ". Это принципиальное решение, которое было "продавлено" в кулуарах европейцами (при серьезной поддержке США). Напомним, что до этого момента Турция и монархии Персидского залива рассматривали в качестве такого органа исключительно Сирийскую свободную армию (ССА). Вторая конференция, прошедшая в Стамбуле, совершенно спокойно могла бы стать "последней" в этом формате, если бы КСА и Катар "не послушались бы совета старшего брата". Что такое решение означает на практике?
Это, прежде всего, определение "головного адресата" получения финансовой помощи и дипломатической поддержки. Теперь она должна направляться исключительно СНС, в котором преобладают "светские" представители прозападной ориентации. В НАТО сделали выводы из ливийской истории и делают все возможное, чтобы к власти в Сирии пришла "светская оппозиция". Та же ССА неоднозначно воспринималась в Париже в силу очень серьезной турецкой поддержки этой структуры и "засоренности ее происламистскими элементами". Теперь она должна, по замыслу Запада, стать "боевым крылом" СНС. В частности, последний теперь будет выплачивать зарплату боевикам ССА, заниматься вопросом ее снабжения и организации. А значит, и управлять ее действиями. На самом деле это очень важный момент, поскольку договариваться можно только с теми, кто реально управляет отрядами вооруженной оппозиции. Если этот процесс пойдет успешно, то в очень скором времени мы станем свидетелями обострения "подковерной борьбы" между руководителем ССА полковником Риадом аль- Асаадом и лидером "военного бюро" СНС генералом Мустафой аш- Шейхом.
Таким образом, вторая конференция "Группы друзей Сирии" дала "зеленый свет" централизованному снабжению боевиков оппозиции оружием, боеприпасами, а также средствами связи. Решение о последнем озвучила госсекретарь США Х.Клинтон. Она заявила, что оппозиция будет снабжаться "закрытыми средствами телефонной связи". Можно разочаровать г-жу Клинтон, но такие "игрушки" легко и довольно быстро вычисляются, после чего провайдер вырубает их "из оборота". Представляется, что речь идет о космических телефонах с шифроваторами. Пожалуй, сейчас это наиболее необходимая вещь для отрядов оппозиционеров, которые не имеют достаточной степени координации между собой, без чего какое-либо организованное сопротивление невозможно. Ну и для американцев, поскольку они получают четкое представление о действиях боевиков, их настроениях и планах.
Решения конференции серьезно нарушили планы катарцев и саудовцев по созданию наподобие "ливийской" своей "пятой колонны" в Сирии путем приоритетного снабжения боевиков оружием и деньгами. Но Доха и Эр-Рияд вынуждены были подчиниться, поскольку их попытки самостоятельно решить "сирийскую проблему" потерпели фиаско. Это важно, поскольку именно такая модель поддержки оппозиции была условием Вашингтона по у активному участию США в этих процессах. Конференция в Стамбуле фактически ознаменовала собой этап, когда на первые роли на сирийском направлении выходят американцы и европейцы с соответствующим понижением роли Лиги арабских государств (ЛАГ), которая не смогла стать в данном конкретном случае действенным механизмом по свержению режима Башара Асада.
Еще одно решение конференции символично. Это расширение гуманитарной составляющей вмешательства. Это означает, что основным лейтмотивом дипломатического нажима на Дамаск, Москву и Пекин станет именно этот аспект. Он позволит не только впустить в страну гуманитарные фонды, но и дать повстанцам надежные каналы получения продовольствия и медикаментов. Печальная статистика, но порядка 70% всей "гуманитарки" во время крупных конфликтов попадает в руки повстанцев или перекупщиков.
Если констатировать все сказанное, то следует отметить, что принципиальное решение о вторжении или "иностранной интервенции" принято не было, несмотря на "нажим" той же Дохи. Была выбрана совершенно иная схема действий, которая станет основной на среднесрочную перспективу. Это продолжение стимулирования партизанской борьбы с приведением ее под единое командование; расширение гуманитарного аспекта международного нажима на Асада и продолжение дипломатических усилий по принятию резких резолюций в Совбезе ООН.