В то время как власти автономного региона пытались достичь взаимопонимания с органами государственной власти с целью безусловного перевода двусторонних отношений в конституционное русло федерализации и демократизации общественно-политического устройства Ирака, Багдад откровенно демонстрировал доминирование авторитарного правления премьер-министра, вознамерившегося поднять уровень должностных полномочий главы кабинета министров до высшего законодательно-исполнительного органа страны. Фактически премьер-министр Ирака превращается в институт диктатуры, признающий лишь одно положение, предусмотренное Конституцией, об исламской основе государственности и законотворчества в Ираке.
На вершине Иракской жестко централизованной государственности будет восседать деспот. Сегодня –это "великий" аль-Малики, первый и, очевидно, последний в нынешнем формате суверенитета страны. Президент Южного Курдистана в последний раз направил представительную делегацию в составе высокопоставленных членов партийно-правительственной коалиции автономного региона в Багдад, видимо, чтобы убедить своих коллег в невозможности и недопустимости продолжения контактов с действующим правительством Ирака.
На официальных встречах курдской делегации с руководящим составом правящего шиитского блока "Государство и закон" и "Национальный альянс" вновь было торжественно заявлено о готовности Багдада к возобновлению конструктивного диалога с Эрбилем, который был начат в 2003 году и длится безрезультатно вот уже почти десять лет. Арабская сторона даже не пыталась достичь каких-либо конкретных решений и согласовать действенный механизм выполнения всех прошлых договоренностей.
Состоялось просто очередное формально-протокольное мероприятие, на первый взгляд, в пользу Премьер-министра. Однако, Барзани получил полное право действовать решительно и радикально, руководствуясь теперь только волеизъявлением народа Южного Курдистана. Иракское правительство осуществляет передислокацию частей федеральной армии и формирует специальную бригаду на севере республики.
Премьер-министр Ирака лично занимается вопросами импорта современных видов вооружений и военной техники для обеспечения срочной модернизации федеральной армии. При этом Багдад не намерен согласовывать все эти вопросы с администрацией автономного региона и откровенно отказывается учитывать военно-технические и материально-финансовые потребности вооруженных сил Южного Курдистана, являющихся по Конституции составной частью республиканской армии.
Федеральное правительство, будучи пока не в состоянии оккупировать автономный регион и подчинить местное самоуправление центральной власти Багдада, пытается всеми силами воспрепятствовать выводу провинций Киркука и Мосула из под юрисдикции Ирака в случае выхода Южного Курдистана из федерации с целью самоопределения и провозглашения государственной независимости.
Известно, что между Багдадом и Эрбилем была достигнута договоренность о необходимости согласования правил и процедуры материальной компенсации причиненного вреда и ущерба десяткам тысячам курдских семей, подвергшихся насильственной депортации прежним режимом, и возвращения им незаконно отчужденного недвижимого имущества: фермерских хозяйств и плодородных земельных угодий, которые передавались прежней властью в собственность прибывавшим в Южный Курдистан из южных регионов страны полчищам арабских добровольцев.
Руководство автономного региона согласилось на проведение местных референдумов по мере завершения процесса возвращения курдского населения, но не позднее 2007 года, надеясь на надлежащее и своевременное исполнение Иракским правительством положений Конституции, устанавливающих право выбора большинством населения так называемых "спорных" районов административно-территориальной принадлежности в пользу автономного Южного Курдистана или федерального государства.
"Спорными" эти районы являются не потому, что нет достаточных исторических и юридических доказательств их принадлежности Южному Курдистану, а якобы в связи с необходимостью соблюдения демократического права граждан на выбор административного статуса территории проживания. Хотя уже в 2005 году для всех было очевидным, что большинство в этих районах –это этнические курды, голосующие за вхождение в состав автономии, правительство страны продолжает тормозить процесс и препятствовать реализации статьи 140 Конституции. Премьер-министр не нашел другого способа воздействия на граждан "спорных" районов и решил ввести на эти территории армейскую бригаду, чтобы вытеснить курдские вооруженные силы, находящиеся там давно для обеспечения безопасности населения и проведения антитеррористических операций в тесной координации с силовыми ведомствами Ирака.
Еще раз отметим, что премьер-министр Ирака озабочен главной проблемой – сохранить власть в провинциях Киркука и Мосула в преддверии неизбежного выхода Южного Курдистана из федерации. А если очень повезет и провозглашение независимости Южного Курдистана будет перенесено на более позднее время, то у Багдада появится реальная возможность использовать новейшие вооруженные силы страны для полномасштабного вторжения в автономный регион, надеясь на молчаливый нейтралитет основных международных игроков.
Примитивный, но опасный стиль правления обезумевшего и новоиспеченного деспота необходимо учесть и использовать против самого Премьер-министра, "играя" с ним на опережение по всем направлениям внутренней и внешней политики.
Всем надо возвращаться в Южный Курдистан и готовиться к срочному провозглашению полной политической, экономической и территориальной независимости народа и региона!
Теги: Мураз Аджоев, Нури аль-Малики