Принятое в конце 2012 года на заседании Совета Североатлантического альянса в Брюсселе решение о размещении на юго-востоке Турции натовских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Пэтриот" можно расценить как подготовку к прямому военному вмешательству НАТО во внутренние дела Сирии.
Уже к началу февраля 2013 года вдоль 900-километровой турецко-сирийской границы будет находиться по меньшей мере шесть зенитно-ракетных батарей усовершенствованных систем "Пэтриот" — по две из США, Германии и Нидерландов (всего ожидается размещение здесь до 384 ракет). Каждая из упомянутых стран НАТО направит в Турцию также около 300-400 военнослужащих в качестве личного состава и обслуживающего персонала. Ожидается, что в этой операции НАТО примут участие и подразделения вооруженных сил Чехии, Словакии, Польши. В основном они будут задействованы в обеспечении связи и координации действий между батареями зенитно-ракетных комплексов. Комплексы "Пэтриот" способны поражать воздушные цели (ракеты и самолеты) в радиусе 70-80 километров и до 20 километров в высоту, что позволяет "закрыть" довольно большую полосу сирийской территории вблизи границы.
Якобы это решение было принято Советом НАТО под предлогом необходимости защиты Турции от угрозы возможного применения Сирией против этой страны авиации и баллистических ракет. Особые опасения турецкие власти высказывают в связи с гипотетической возможностью использования Сирией баллистических ракет с химическими боезарядами.
Анкара также приводит в качестве аргументов для срочной переброски натовских систем ПВО и ПРО в этот район сбитый ранее сирийцами самолет ВВС Турции и случаи попадания сирийских мин и снарядов на турецкую территорию. При этом турецкие власти умалчивают о том, что сбитый военный самолет грубо нарушил воздушное пространство Сирии, а попадания мин и снарядов со стороны Сирии на турецкую территорию носили случайный характер и были спровоцированы вторжениями боевиков сирийской оппозиции с сопредельных районов Турции. Кстати, сирийские власти приняли все меры к оперативному расследованию всех имевших место инцидентов на сирийско-турецкой границе и принесли свои официальные извинения.
Турецкие же власти, апеллируя к руководству США и НАТО, выдвигают также лишенные каких-либо оснований претензии Дамаску по поводу поддержки им террористов и сепаратистов из турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК). При этом Р.Эрдоган высказывает опасения, что курдские районы Сирии вскоре могут обрести статус автономии или субъекта федерации - по примеру Ирака. И тогда, по мнению Анкары, боевики РПК будут еще шире использовать сирийскую территорию в качестве плацдарма для более активной борьбы с турецкими властями. Как сообщается в турецкой газете "Хуриейт дэйли ньюс", премьер-министр Турции Р.Эрдоган официально выступил против создания автономной курдской области в Сирии, опасаясь, что это может в перспективе привести к объединению курдов Сирии, Ирака и Турции и созданию независимого курдского государства за счет территорий уже существующих государств. Он считает, что помешать такому развитию событий мог бы быстрый захват власти сирийскими оппозиционерами, в основном наиболее радикально настроенными арабами-суннитами, близкими по своим взглядам турецким исламистам в лице правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Однако, несмотря на все усилия Анкары и ее союзников, этот сценарий пока осуществить не удается, гражданская война в Сирии приобретает все более ожесточенный и затяжной характер, сирийская вооруженная оппозиция по прежнему раздроблена и не способна нанести решающего поражения правящему режиму. Ни все новые ограничительные санкции США, НАТО, ЕС против режима Б.Асада, ни мощная финансовая, материальная и военная поддержка оппозиции со стороны Саудовской Аравии, Катара, Турции, ливанского клана Харири, пока не могут переломить ситуацию в пользу противников Башара Асада.
Правительственные войска по прежнему контролируют столицу, наиболее крупные города и практически все военные объекты. Значительное число сирийских граждан сохраняет нейтралитет или поддерживает правящий режим. Чтобы высвободить максимально большее число остающихся лояльными властям сирийских военнослужащих для борьбы с вооруженной оппозицией, Башар Асад пошел на беспрецедентные меры: приказал вывести военных и силы правопорядка из районов компактного проживания курдов. На сегодня свыше 2-х миллионов сирийских курдов пока сохраняют нейтралитет в этой гражданской войне, а в отдельных случаях их народные дружины и бригады ополченцев вступают в вооруженные столкновения с боевиками оппозиции (при попытках их вторжения в курдские районы). Образовавшийся вакуум власти в курдских районах компенсирован оперативным созданием законодательных и исполнительных органов курдского самоуправления, поддерживается работа систем жизнеобеспечения, здравоохранения и образования. Налажен тесный контакт с представителями Иракского Курдистана, часть сирийских курдов из наиболее пострадавших районов была принята в качестве беженцев в соседних северных районах Ирака.
Открыто против размещения натовских ракетных комплексов "Пэтриот" в Турции выступили Сирия, Иран и Россия. МИД России, выражая озабоченность планами развертывания группировки ПВО НАТО на турецко-сирийской границе, указывает на то, что этот шаг повысит риски дальнейшей дестабилизации ситуации в регионе. В Тегеране увидели в этом решении прямую угрозу своей национальной безопасности, а начальник генерального штаба вооруженных сил Ирана Фирузабади даже заявил, что "размещение системы противоракетной обороны на турецко-сирийской границе может привести к мировой войне". Ряд других стран, представители авторитетных международных организаций также выразили опасения, что развертывание новой группировки ВС НАТО в этом взрывоопасном районе может спровоцировать международный конфликт. Ведь до последнего времени никаких оснований утверждать даже о гипотетической военной угрозе со стороны Сирии у Турции не было. Также надуманными можно считать опасения о возможном применении сирийскими правительственными войсками химического оружия. Б.Асад и его представители неоднократно заявляли, что никаких планов по применению этого вида оружия у Дамаска не было и нет. Скорее боевики оппозиции могут предпринять попытки захвата складов химоружия и, тем самым, спровоцировать эскалацию внутреннего конфликта.
Пока же наиболее опасная и парадоксальная ситуация складывается в приграничных с Сирией турецких районах: здесь размещаются системы ПВО НАТО вместе со своим основным и вспомогательным персоналом, прибывают все новые турецкие войска, продолжаются теракты и боестолкновения боевиков турецкой РПК с турецкими правительственными войсками и одновременно сколачиваются бандформирования "воинов ислама", "солдат удачи" из числа дезертиров сирийской армии, добровольцев и наемников из арабских и исламских государств, вплоть до членов "Аль-Каиды", "Джабга ан-Нусра" и других известных террористических группировок. Как это все сочетается и уживается на довольно ограниченном пространстве? Похоже на то, что в своем стремлении во что бы то ни стало как можно быстрее свалить режим Башара Асада турецкие власти и их западные партнеры не брезгуют ничем. Они на время как бы забыли, что значительное число "освободителей Сирии" фигурирует в списках общепризнанных террористических организаций. В этой ситуации вероятность новых вооруженных провокаций на турецко-сирийской границе резко возрастает. Похоже на то, что именно эти провокационные действия со стороны Турции и бандформирований сирийской оппозиции и намерены прикрывать натовские ЗРК "Пэтриот". Пока агрессивные планы НАТО в отношении Сирии сдерживает твердая позиция России и Китая в Совете Безопасности ООН. На этот раз западным "ястребам" не удается заручиться соответствующей резолюцией СБ ООН, которая бы разрешила создать, так называемую, "бесполетную зону" над Сирией и развязала им руки для действий в этой стране, как это уже имело место в Ливии.
Таким образом, размещение дополнительных систем ПВО и ПРО НАТО в юго-восточных районах Турции ни с политической, ни с военной точки зрения ничем не оправдано. Эти действия можно расценивать как очередной шаг в направлении эскалации вооруженного конфликта в Сирии вплоть до прямого вмешательства НАТО во внутрисирийский вооруженный конфликт на стороне оппозиции под каким-либо надуманным или спровоцированным предлогом.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Источник: "Мир и политика", 17.01.2013
Теги: Станислав Иванов, НАТО, Турция, Сирия, США, Германия, Нидерланды, Чешская Республика, Словакия, Польша, РПК, Реджеп Тайип Эрдоган, курды, Сирийский Курдистан, Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан, AKP, Башар Асад, Свободная сирийская армия, сирийская армия, Саудовская Аравия, Катар, Иран, Россия, МИД РФ, Аль-Каида, Китай, СБ ООН