Взрывы с множеством жертв в Киркуке, убийство одного из суннитских лидеров в Багдаде, угрозы наказать нефтяные компании, сотрудничающие с Эрбилем, и нежелание страны мириться с диктатурой Малики, - все это свидетельствует, что Ирак ждут очень трудные времена.
Впереди сложные для Ирака вопросы – замена на посту президента Джалала Талабани, проведение провинциальных выборов, особенно в провинциях, где высока доля территорий, отторгнутых от Курдистана. Обостряются отношения не только с региональными структурами, но внутри правящего шиитского альянса, где крепнут позиции Муктады эс-Садра. Растет недовольство населения страны, которое мало, что получило от восстановления объемов добычи нефти в стране. Это притом, что Ирак уже полностью абстрагировался от американской оккупации, он практически мгновенно перевернул американскую страницу своей истории, как до этого он разом покончил с Саддамом и перевернул, если не вырвал из своей памяти страницу саддамовской истории. Уже американцы, возвращавшиеся через пару недель в Ирак после рождественских каникул, ощутили на себе, что они попали уже в другой Ирак, далеко не тот, который они оставили накануне праздников.
Сейчас доминируют внутренние политические факторы, которые определяют политической развитие ситуации и связанный с ней уровень безопасности в обществе. Проблема в том, что, хотя Ирак был избавлен от диктатуры Саддама Хусейна, он не получил разрешения своих проблем, связанных с принципиальным государственным устройством страны, которые дали о себе знать практически сразу после вывода американских войск. Меньше года потребовалось для того, чтобы курдские пешмерга и иракская армия заняли, как в саддамовские времена, позиции друг против друга, единственное отличие, может быть, только в том, что линия этого противостояния сейчас проходит несколько южнее, но, как прежде, вопрос упирается в Киркук. Это – вопрос, который мог бы рассорить даже братьев, а не то что общины, имеющие и без того уже тяжелый опыт междоусобной вражды. И это притом, что Ирак, где нарушены межэтнические и межконфессиональные балансы, мог сохранить свою целостность только при бесконфликтных отношениях между главными общинами – суннитами, курдами и шиитами. Но причина нынешнего ухудшения ситуации в стране не в межэтнических конфликтах, как раз представители общин оказались на высоте и продемонстрировали способность к взаимодействию. Но оно оказалось все же недостаточным, чтобы дать реальные плоды. Тот же Муктада эс-Садр в последний момент, когда стоял вопрос о вотуме недоверия Малики, дрогнул, отступил. В конце концов, и он, скорее всего, несамостоятельная фигура, учитывая его долгое "обучение" в Иране. Часть людей восприняла ситуацию так, что вопрос о вотуме недоверия не был внесен в парламент, потому что на это не согласился президент Талабани, а тот всего лишь был вынужден заявить, что голосов не хватает.
В Ираке сразу проявилась главная червоточина политического устройства страны – чрезмерная централизация, из-за чего центральная власть сразу обрела черты авторитарного режима. Может быть, это не было бы так страшно, если бы не несметные нефтяные богатства Ирака. Не дай Бог, жить на море нефти, или на россыпях алмазов: ничего хорошего их этого не выходит. Имея в своем распоряжении колоссальные ресурсы (выручку от нефти - до ста миллиардов долларов год), центральная власть пошла по пути превращения в новую диктатуру. Парадокс Ирака, как раз в том и состоит, что преступления Саддама не повисли на нем лично, и даже не легли грузом на формально его суннитскую общину, а составляют неотъемлемый негативный имидж центральной власти. Причем премьер-министр Нури эль-Малики при попустительстве американцев, которые были озабочены лишь беспроблемным выводом войск, сосредоточил в своих руках почти всю власть в центре и сделал все, чтобы саддамовский стиль правления был оценен всеми как неизбежный атрибут центральной власти Ирака.
Не довольствуясь и без того огромной властью, Нури эль-Малики пошел по пути превращения своей власти в абсолютную.
Для этого он предпринял меры по дискредитации главным образом суннитского блока "Иракия", который исключен из политического процесса, суннитские лидеры описывают происходящее как "превращение суннитских районов в гетто". В суннитских провинциях опять настал черед массовых действий. Пока это еще демонстрации.
Нури эль-Малики сознательно обострил отношения Курдистанским регионом, заблокировав принятие закона о нефти, полностью остановив движение по реализации одной из основополагающих статей Конституции Ирака – 140 статьи. Чтобы обеспечить условия контроля за провинциями на период выборов, он собственной рукой создал командование "Эд-Дичле", которое де факто подчинено лично премьеру. Руки Багдада фактически тянутся и внутрь Курдистана, ведь многое изменится, если подорвать позиции ДПК. Неслучайно, что сейчас в Киркуке, да и везде, где только можно, главный удар наносится по структурам ДПК. Хуже отношения между Эрбилем и Багдадом были разве, что при Саддаме. Но пружина взводится и тем, что Курдистан не намерен сдаваться, не намерен останавливаться, он активно наращивает свои потенциалы, и, если произойдет столкновение, то от Ирака как единого государства практически ничего не останется. Время, когда можно было прижать курдов к горам и уничтожить, безвозвратно ушло.
Шиитская улица, которую возглавляет Муктада эс-Садр, в свое время необдуманно поддержавший кандидатуру Малики на пост премьера, крайне неспокойна. Ирак – большая страна, здесь можно повторить и тунисский и египетский опыт масштабных демонстраций, к чему призывает эс-Садр, но порог чувствительности власти к протестам граждан здесь много ниже, да и в Тунисе, Ливии и Египте дело решила внешняя поддержка, на что в Ираке рассчитывать не приходится: уж больно круто здесь переплелись интересы.
Антагонизация отношений с ведущими партиями страны, с региональными властями Курдистана и с властями других провинций, чье превращение в региональные структуры по модели Курдистана, он блокирует, открыла Малики пути к бесконтрольной власти в центре, опираясь на которую, он не на общинной или на конфессиональной основе: Малики – не религиозная личность, это - политик, - а на "классовой" основе принадлежности к государственной бюрократии уже начал строить свой Ирак, в котором нет места ни курдам, ни суннитам, ни даже шиитам. Требуется отказ от национальных, конфессиональных и других пристрастий для вхождения в эту "элиту". Несмотря на то, что в Ираке пока что сохраняется коалиционное правительство, где формально главенствующую роль должен бы играть шиитский альянс, де факто центральный правительственный аппарат уже превратился в кабинет исключительно самого Нури эль-Малики. Любой министр может быть низведен до положения уголовного преступника, а за многие преступления в Ираке грозит смертная казнь – Тарик эль-Хашеми уже получил четыре, если не больше, смертных приговора, а достаточно одного, чтобы расстаться с жизнью, и не за самое главное преступление и не по их совокупности. После Хашеми настал черед директора Центрального банка Ирака, министра финансов, хотя их дела еще не дошли до приговора. Эту линейку можно будет продолжать бесконечно. Сила, которую ощущают сейчас государственные структуры Ирака, что дает премьеру возможность играть мускулами (бесконечные угрозы), это – не оздоровление и не модернизация, а сила авторитаризма, который расчищает себе пространство, маргинализируя все остальные политические силы.
Практически мало какая чисто политическая причина может помешать Нури эль-Малики в третий раз стать главной фигурой в стране, закрепив свой диктаторский статус. Вопрос в том, что сейчас трудно измерить, до какой степени Малики "коррумпировал" властные структуры в Ираке, превратив их в своих сторонников, но после предыдущих выборов, которые он де факто проиграл, Малики времени не терял. У него есть прекрасное поле, чтобы оценить реально свое влияние в стране, потому что провинциальные выборы дают такой шанс, являются весьма показательным инструментом. До проведения этих выборов вряд ли следует ждать резких шагов от Малики. Свои решения он примет по результатам этих выборов.
Но и до выборов Малики продолжит давление на курдов. Здесь не только личная обида за ведущую роль, которую играет Масуд Барзани в организации сопротивления диктатуре Малики, в том числе и в организации сбора голосов за вынесение вотума недоверия премьер-министру. Еще крайне важна курдская карта, которую Малики будет разыгрывать на провинциальных, а главным образом на парламентских выборах. Курдов обвиняют в сепаратизме, в стремлении развалить Ирак, в коррупционных схемах, связанных с разведкой и добычей нефти без контроля Багдада, в корыстной заинтересованности в отторжении богатых нефтью территориях Ирака, Если бы были силы, практически все бы руководство Курдистана было бы обвинено в государственных преступлениях. Курдов пытаются загнать в "три курдские провинции", на этот раз в курдское "гетто", даже раздаются голоса "отделяйтесь с тем, что имеете, не то...!" Курдский жупел пытаются использовать, чтобы арабы-сунниты отдали голоса партиям, связанным с Малики. Но все усилия Малики могут оказаться тщетными, даже если ему удастся формально победить на следующих выборах. Победа Малики на выборах, а, скорее всего, даже просто новое выдвижение его кандидатуры, будет означать одно – конец Ирака как единого государства.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Киркук, Нури аль-Малики, Джаляль Талабани, Муктада аль-Садр, Курдистан, Саддам Хусейн, пешмерга, иракская армия, сунниты, курды, шииты, нефть, Список Иракия, ДПК, Тарик аль-Хашими, Масуд Барзани