Возможно, я не стал бы делиться радостью от совместной встречи Навруза с курдами в этом году! Я начал встречать его в Эрбиле, где уже весна идет полным ходом, закончил в Москве, где еще шел снег! И везде были радость и веселье, была в этом и там, и здесь и печальная нота, потому что все еще не просто в Курдистане. Но курды не были бы курдами, если бы не встретили Навруз, как надо! Это – конечно, эгоистично, но праздник есть праздник, танцуй, радуйся, наступает Новый день! Что об этом говорить, но постоянно возникает необходимость поговорить о том, кто такие курды. Причем рассказывать надо не только русским, но иногда стоит вмешаться в спор самих курдов о себе. И начать это можно с рассказа о встрече Навруза в Москве.
23 марта мне представилась счастливая возможность участвовать в праздновании Навруза с курдами, которых не только из Москвы, но из многих других городов России и СНГ собрал Союз курдских общественных организаций. Это был праздник с песнями и танцами, но курды сегодня объединены не только общей культурой, но и общей борьбой. Главным событием этого Навруза стало зачитанное под аплодисменты обращение лидера национально-освободительного движения курдского народа Абдуллы Оджалана о новом этапе в борьбе за курдскую свободу. Это обращение стало событием, оно было принято с радостью, и не только потому, что в нем говорилось о мире, но еще и силу того, что в зале все собравшиеся почувствовали, что Абдулла Оджалан преодолевает стены своего имралинского узилища и вновь обращается к курдам, объясняя, что и как делать. Это еще не свобода, но уже она чувствуется. Народ торжествовал.
Конечно, до мира еще далеко, требуется выдержка и дисциплина. Но надежда на свободу курдов, на свободу Оджалана очень возросла. Курды переходят в мирное наступление, и его результаты еще дадут о себе знать мощными сдвигами на Ближнем Востоке.
На этом празднике мне предоставили слово для приветствия. Я обратился как частное лицо, как человек, который любит курдов, давно пишет о них и желает им свободы и процветания. Конечно, обращаться к общине, даже если собрались далеко не все, для меня было не по чину, это – привилегия, право и обязанность лидеров политических партий, губернаторов или, на крайний случай, министров, т.е. официальных лиц. Думаю, что так и будет уже в ближайшем будущем. Но пока это был просто новогодний праздник курдской общины, которому в России еще не придается официальное звучание.
Курды и Россия – это сложный вопрос. На заре Советского Союза в стратегически важном Лачинском коридоре (ущелье) существовал Красный Курдистан, курдское государственно-административное образование. Затем его упразднили, растворив в Советском Азербайджане, но курды не исчезли как признанный этнос, в Закавказье были курдские школы, организации, газеты, программы на радио, творческие кружки и студии для детей, в Армении и Грузии, в Москве и Ленинграде было курдоведение как солидная академическая дисциплина. Не все из того, что было, исчезло, но многое потеряно. Правда, многочисленные курдские общины есть в Грузии и Армении, в Казахстане и Киргизии, у них свои проблемы, о которых курды говорят, но не всегда они рассказывают полностью, о чем-то надо догадываться, читая их публикации между строк.
Возникла новая ситуация. С распадом СССР число курдов, раньше проживавших в основном в Закавказье, или в Средней Азии, куда их выселили в годы невзгод, когда разным малым народам пришлось хлебнуть лиха, увеличилось непосредственно в России, где не было традиции и инфраструктуры сохранения курдской культуры и этничности. Из малого народа СССР курды превратились, к сожалению, в "неформальный" для российской действительности этнос, этнос по отношению к которому у российского государства все еще нет обязательств. Поэтому с появлением курдов, а в Москве их несколько десятков тысяч, здесь не появились государственные курдские школы, курдские культурные центры. Выживание курдов как народа полностью легло на их собственные плечи, все зависит от семьи и общины, которая сохранилась, потому что курды сохранили способность к общинной жизни даже в большом городе, даже будучи разделенными между городами и республиками.
Может быть, это, в конечном итоге, закончилось бы ассимиляцией, по крайней мере, части курдов, но мир за пределами России изменился, да и Россия изменилась: она стала свободной. Смею утверждать, что Россия, конечно, не очень заботлива, но она всем дает свободу, которой нет ни в Закавказье, а тем более, в Средней Азии. Но главное, что изменились сами курды.
Курды поднялись в Турции, Ираке, Сирии и даже в Иране. Курдская община России обнаружила, что Курдистан – это уже не просто история, а реальность, растущая реальность, к которой можно прикоснуться. Появились современные средства коммуникации – интернет, – которые сделали курдский язык не реликтовым, а полноценным языком общения и приобщения к национальной культуре. Праздник Навруза, где я был уже не в первый раз, показал все богатство этого языка, прекрасного для речей и для песен, на этом языке существует богатая литература, у народа есть многотысячелетняя история. На курдском языке можно общаться со всем курдским миром, узнавать новости, видеть лица курдских политиков и деятелей культуры, петь и смотреть курдские передачи.
Курды – это старый, возможно, вчера даже распадавшийся на группы по языковому (много курдских диалектов), конфессиональному или географическому признаку, но сейчас происходит этническая революция, Возрождение. Сейчас курды - это формирующийся современный этнос, он обновляется на наших глазах, и делает это с огромной скоростью. Это уже не тот локальный, земляческий, общинный курдский мир на задворках Османской или Российской империи, или даже кемалистской Турции или Советского Союза, который был еще в 1970-1980-ые годы, а это совершенно новый курдский мир, который еще только обретает свой новый язык, свою новую курдскую идентичность, свою новую культуру, - все это, безусловно, на базе традиционных (старо-)курдских ценностей и культуры. Но это полностью новое! Что уже не охватить старыми мерками, старыми внутриэтническими представлениями, прежние различия и особенности кажутся сейчас уже малозначимыми, отступают на задний план, становясь общей курдской историей.
Наступает Новый день Нового курдского мира! В свете этого дня меркнут прежние тени, по которым одни курды отличались от других, считая, что они совершенно другие, непохожие друг на друга. С Наврузом этого 2013 года! Свободы, счастья и единения в Новой курдской нации!
Теги: Вадим Макаренко, Науруз, курды, Курдистан, Абдулла Оджалан, Россия, СССР, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Турция, Сирия, Ирак, Иран