Там, где персонаж носит имя Ахура Мазда, и там, где он – Дед Мороз, второе слово – это не Мазда, "премудрый" (на пехлеви пишется "mazd", а в авестийском присутствует артикль "-āh": "mazdāh") и не "мороз", а "птица" – от инодевропейского корня "морх-" (птица), оба выражения равны по смыслу значению "Жар-птица".
Так что, когда мы зовем Деда Мороза, мы зовем Ахуру Мазду, Жар-птицу, или Семаргла, так называлось это божество в пантеоне древних славян во времена Владимира. Ждем мы прихода Жаркой Весны! Эта традиция идет с нами с нашей прародины, хотя многие имена прежних наших богов уже стали не понятны. Одно из них – имя Ахуры Мазды – мы трансформировали в "обыкновенного" Деда Мороза. Вот только бы еще понять, в каких местах была наша прародина, но ясно, что она была у нас общей с курдами и персами…
Ахура Мазда с древней керамики. Обратите внимание, что у него волосы и борода уложены так же, как у "современного" Деда Мороза. Один в один совпадает и головной убор. Керамика относится к глубокой древности, но наряд Деда Мороза дошел до нас в неизменном виде. При сравнении этих образов становятся ясны истоки этой русской традиции. Наш Дед Мороз "прилетает", хотя в отличие от Ахуры Мазды, который непосредственно крылат (скорее всего, у него павлинье оперение), делает он это на тройке или на волке, и т.д.
Ахура Мазда, он же Дед Мороз северных широт, божество солнечного диска, возвращения которого мы все так желаем среди холодной и длинной зимы! И громко заявляем о своем желании: "Дед Мороз, приходи!"
Наилучшие пожелания в Новом году!
Вадим Макаренко, главный редактор "Kurdistan.ru"
Теги: Вадим Макаренко