Замшелый экспертный трюизм – ссылаться на противоречия между суннизмом и шиизмом при объяснении конфликтной ситуации в Сираке (едином регионе Сирии и Ирака) и в зоне Персидского залива. Но реакция на военно-политическую и религиозно-идеологическую экспансию Ирана в этнически чуждых ему зонах задает новый тренд – обостряющиеся шиитско-шиитские противоречия.
Начало текущего раунда шиитско-шиитских противоречий восходит к 2003 году, когда в оккупации Ирака силами западной коалиции под руководством США принимали активное участие шиитские "коллаборационисты" – Корпус "Бадр", военное крыло Высшего совета исламской революции в Ираке (ныне движение "Бадр"), сформированного под эгидой Высшего совета исламской революции в Ираке (ныне – Высший исламский совет). Иран использовал этих иракских шиитов в целях реванша за, как иранцы полагали, агрессию саддамовского Ирака против Ирана и опустошительную ирано-иракскую войну 1980–1988 годов. И, очень важный момент, эта атака на иракскую государственность осуществлялась в координации и сотрудничестве между иранцами и американцами, которые сделали ставку на шиитов, как иранских, так и иракских, в свержении Саддама Хусейна и ликвидации тогдашней иракской государственности. В память об этих событиях в шиитской оппозиционной пропаганде в Ираке нынешний лидер части иракских шиитов иранец Али ас-Систани традиционно изображается в чалме из американского флага.
В Ираке есть мощное и перспективное антиамериканское и антииранское религиозно-политическое движение – "Садритское течение", имеющее вооруженное крыло – "Организация Махди" (бывшая "Армия Махди"). Кому-то может показаться парадоксальным сочетание антииранизма и антиамериканизма: ведь Иран не упускает случая прокричать: "Долой Америку!" Но немалое количество политиков в арабском мире уверены, что иранский, во многом нарочитый, антиамериканизм – пропагандистская "дымовая завеса" экспансии Ирана в арабском мире – в Ираке, Сирии, Ливане, где формируется "шиитский полумесяц". Впрочем, экспансия под лозунгами исламской революции осуществляется в настоящее время еще и на Аравийском полуострове, например в Йемене, и некоторые проиранские деятели говорят о замене лозунга "шиитского полумесяца" на территориально более масштабный проект – "шиитской Луны".
Шиитский антииранизм дает регулярные "всплески". В мае 2016 года в Зеленой зоне Багдада прошли массовые митинги, организованные "Садритским течением" иракского шиитского лидера Муктады ас-Садра, под двумя лозунгами: против Ирана и против генерала Касема Сулеймани, командующего иранским Корпусом "Кодс", входящим в иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР). В июне того же года в центральных и южных иракских провинциях имели место погромы шиитских проиранских партий, организаций и группировок, организованные "Садритским течением". Эти погромы имели выраженный антииранский характер. Их участники рвали и сжигали развешанные у офисов проиранских шиитских партий знамена Исламской Республики Иран, портреты имама Хомейни и верховного лидера Хаменеи. В последнее время выступает с антииранских позиций и сближается с ас-Садром "светский", не претендующий на место в шиитской духовно-политической иерархии вице-президент Ирака Айяд Алави, возглавляющий "Иракское национальное движение". Более того, ас-Садр на платформе арабского национализма блокируется с аравийскими суннитами – "младоаравийцами", которые с аль-Алави имеют прочные связи через суннитского премьер-министра Ливана Саада аль-Харири.
Шиитско-шиитские распри – это еще и "спор хозяйствующих субъектов". Так сложилось исторически, что святые места шиитов, особые усыпальницы-мечети, называемые "маркад", в которых захоронены "Люди Дома Пророка", расположены на территории Сирака. Прибыль от паломничества (сбор пожертвований, гостиницы, недвижимость, торговля и т.п.) очень велика и соизмерима по масштабам с доходами от торговли углеводородами.
После западного вторжения, поддержанного Ираном, началась ожесточенная борьба за инфраструктуру паломнического бизнеса. Знаковым событием в этом процессе, демонстрирующим остроту шиитско-шиитских противоречий, стало убийство шиитского имама Абд-аль-Маджида аль-Хои на второй день после падения Багдада, 10 апреля 2003 года, в Неджефе, прямо в усыпальнице имама Али Ибн-Аби-Талиба, где могли в тот момент находиться только шииты. Аль-Хои с 1993 года обретался в Великобритании, чьи войска, кстати говоря, участвовали в оккупации Ирака. И с благословения Тони Блэра аль-Хои срочно приехал в Ирак с целью поучаствовать в дележе святых мест. Но шансов у него было мало: главным "решалой", которому западной коалицией был отдан на откуп этот бизнес, был Иран. Он-то и расставлял на ключевые посты в инфраструктуре религиозного бизнеса либо иранцев, либо гарантированно проиранских деятелей. В том же 2003-м прошла форменная война за святые места в Кербеле между "Армией Махди" ас-Садра и прибывшим из Ирана Корпусом "Бадр". В итоге их в Кербеле, а также в Неджефе контролирует проиранский ас-Систани.
В Сирии Иран для решения геополитических задач (в частности, создания выхода к Средиземному морю) мобилизует "милиции", состоящие из шиитов Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана (по разным данным, от 70 до 120 тыс. бойцов), под лозунгами "защиты шиитских святых мест". Главный объект защиты – мечеть-маркад "Сайида Зейнаб" в Дамаске, вокруг которой иранцы создали целый укрепрайон. Их контроль распространяется и на паломнический комплекс "Сайида Зейнаб", прибыль от которого поступает в Тегеран, минуя местное, сирийское шиитское духовенство. Правда, в Сирии не просматривается местный "Муктада ас-Садр", но обострение шиитско-шиитских отношений обязательно даст "выброс".
А в соседнем Ливане, где местное шиитское духовенство не хочет оказаться в положении своих иракских и сирийских коллег, уже формируется антииранское шиитское движение. В Ливане недавно образовано альтернативное проиранской "Хезболле" шиитское политическое движение "Призыв государства и гражданства", в декларации которого говорится: "Мы прежде всего ливанцы. И только во-вторых, шииты". В руководство движения входит шейх Субхи ат-Туфейли, ливанский араб, которого еще в 1984-м убрали из руководства "Хезболлы", заменив через ряд промежуточных фигур на Хасана Насраллу и превратив "Хезболлу" в иранский военно-политический инструмент.
Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.
Теги: Александр Игнатенко, Ближний Восток, шииты, сунниты, Ирак, Сирия, Иран, Али аль-Систани, Муктада ас-Садр, Хомейни, Али Хаменеи, Айяд Аллави