Курдская проблема, несмотря на ее очевидную важность и актуальность в региональной геополитике, долгое время оставалась как бы в тени палестинской проблемы и считалась большинством мировых политиков второстепенной на Ближнем Востоке. Мировое сообщество вновь обратило на нее внимание лишь когда курдские ополченцы Ирака и Сирии смогли вначале остановить наступавших на их земли боевиков радикальных исламистов, а затем нанести им военное поражение и освободить значительные территории своих стран. Курды волею судьбы оказались на переднем крае борьбы с силами международного терроризма и сделали то, чего не смогли сделать ослабленные гражданскими войнами и деморализованные регулярные вооруженные силы Сирии и Ирака. Вклад курдов в защиту нашей цивилизации от агрессии джихадистов со всего мира – этой "чумы 21-го века" - общепризнан.
Как следствие этих трагических событий, на повестке дня мирового сообщества вновь стал вопрос о судьбе курдского народа с более чем тысячелетней историей. Ведь до сих пор курды остаются одним из самых многочисленных народов мира (свыше 40 млн человек), не имеющим своего государства. Советский ученый-востоковед, академик Николай Яковлевич Марр с полным основанием называл курдов "пасынками истории". В современной истории вопрос о национальном самоопределении курдов на международном уровне был поднят впервые после Первой мировой войны, когда территория Османской империи подверглась разделу странами-победителями. Уже в январе 1918 г. с "Декларацией из 14 пунктов" выступил президент США В.Вильсон. Пункт 12-1 упомянутой декларации гласил, что не турецкие области Османской империи "должны получить гарантию самостоятельного существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития".
Обнаруженные в тот период на территории этнического Курдистана значительные запасы нефти усиливали его военно-стратегическое значение. 10 августа 1920 г. в Севре (Франция) между султанским правительством Турции и победившими в войне странами был заключен Севрский мирный договор, ставший первым международно-правовым актом, признавшим курдов как самостоятельный этнос и субъект международной политики. Статьи 62, 63, 64 договора, представленные под общим названием "Курдистан", содержали условия решения проблемы национального самоопределения значительной части курдского народа. Статья 62 предусматривала установление в пределах Турции автономных областей, населенных преимущественно курдами; статья 63 обязывала Турцию в трехмесячный срок осуществить необходимые для этого мероприятия согласно плану, предложенному комиссией стран-победителей; статья 64 предусматривала возможность обращения курдов в Совет Лиги наций с требованием предоставления им независимости от Турции. При положительном решении этого вопроса предусматривалось в последующем присоединение к вновь созданному курдскому государству и курдов, населявших Мосульский вилайят (Ирак), который не вошел в состав новой Турции.
Однако Севрский договор оказался недолговечным, под давлением турецких националистов, выдвинувшим идею "общественного единства", западные державы пошли на попятную и согласились внести в него соответствующие изменения по вопросу о Курдистане. В результате подписания Лозаннского договора (23.07.1923г.) надежды курдов обрести свою независимость или получить широкую автономию в тот период не оправдались. Большая часть курдов бывшей Османской империи стала гражданами Турции, где их новые власти стали называть "горными турками". Остальные – стали гражданами появившихся в 1920 году на географической карте мира новых государств - Ирака и Сирии. В результате такого искусственного передела границ Ближнего Востока курдский народ оказался разделенным уже границами четырех государств (с учетом и курдского меньшинства Ирана).
Таким образом, иракские курды как национальное меньшинство созданного британской администрацией подмандатного государства Ирак упоминаются в истории впервые в 20-х годах прошлого столетия. Собственно, с этого времени и начинается современная история борьбы иракских курдов за свои национальные права и свободы. Согласно мандату Лиги наций и Лозаннскому договору иракская администрация была обязана соблюдать национальные права курдов, что создавало правовую предпосылку для закрепления на территории северного Ирака фактически сложившейся к тому времени ограниченной культурной автономии курдов. Вначале англичане хотели создать на севере Ирака в Мосульском вилайяте федерацию племенных курдских княжеств (эмиратов), которые служили бы "буферной зоной" между турками и арабами, однако 10 октября 1921 года было объявлено лишь о создании сравнительно небольшого по территории Королевства Курдистан со столицей в г. Сулеймании. Королём Курдистана стал племенной курдский вождь - шейх Махмуд Барзанджи. Как выше отмечалось, в курдских районах северного Ирака в этот период были обнаружены богатые месторождения нефти, из-за которых западные страны отказали в дальнейшей поддержке этого королевства. Видимо, нефтяной фактор сыграл решающую роль в принятии этого решения и последующих действиях британской администрации, которая нуждалась в прочной централизованной власти. В Лондоне посчитали, что местные племена, княжества или даже курдское королевство не могут обеспечить им должного контроля за добычей и транспортировкой нефти. В июле 1924 года британские войска окончательно положили конец существованию Королевства Курдистан и иракские курды стали поданными Королевства Ирак. Несмотря на жесткое противодействие со стороны Багдада и британской администрации, шейх М.Барзанджи и другие курдские лидеры продолжили борьбу за свои национальные права и свободы и неоднократно поднимали все новые вооруженные восстания.
Следует отметить, что повстанческие отряды иракских курдов не ограничивались собственно территорией Ирака и при необходимости успешно действовали и на сопредельных турецких и иранских территориях. Так, 24 января 1946 года в северо-западной части Ирана в городе Мехабад местными восставшими курдами была провозглашена Курдская автономная республика, вошедшая в историю как Мехабадская республика. Главной вооруженной силой автономии стали преследуемые иракскими и британскими властями курдские воины иракского племени барзан во главе с их военным и духовным лидером муллой Мустафой Барзани. После вывода советских войск из Ирана к концу 1946 года восстание иранских курдов было подавлено шахскими войсками, глава автономии Кази Мохаммед и другие иранские курдские лидеры были казнены. Генерал Мустафа Барзани во главе отряда иракских курдов, численностью около 500 человек, смог с ожесточенными боями с турецкими и иранскими войсками все же прорваться к ирано-советской границе, форсировать реку Аракс и получить временное убежище в Советском Союзе. Только в 1958 г. после военного переворота и крушения иракской монархии этим барзанцам удалось вернуться на свою историческую родину в Ирак. Вначале Мустафу Барзани и его соратников встретили в Багдаде как национальных героев, но спустя некоторое время центральные власти вновь вернулись к политике дискриминации курдов по национальному признаку. Как следствие, - новые курдские восстания, ответные карательные меры со стороны часто сменявшихся в Багдаде военных и баасистских правящих режимов.
Вскоре на севере Ирака "вспыхнуло самое продолжительное в прошлом столетии курдское восстание (с 1961 г. по 1975 г.) под руководством выдающегося курдского лидера Мустафы Барзани". Длительная борьба иракских курдов за свои национальные права и свободы завершилась относительным успехом и в 1970 – 74 гг. центральные власти пошли на создание Курдского автономного района (КАР), в который вошли лишь три северные провинции Ирака (Дохук, Эрбиль и Сулеймания). Несмотря на то, что исторически и другие районы на севере страны являлись курдскими, в частности, нефтеносные Мосул и Киркук, они не были включены в состав КАР. Однако, даже эта, урезанная по территории и в правах курдов, культурная автономия просуществовала недолго и иракское руководство уже во второй половине 70-х годов вновь вернулось к политике антикурдских карательных операций, в результате которых были убиты тысячи курдских повстанцев и мирных жителей, сотни тысяч вынуждены были скрываться в труднодоступных горных районах Ирака, Ирана и Турции. Примерно в эти же годы (1977-79 гг.), входившие в Национальный фронт Ирака вместе с правящей партией Баас две курдские партии (ДПК и ПСК), а также Иракская компартия, были разгромлены, в стране окончательно установилась диктатура Саддама Хусейна. Советское руководство приняло решение прекратить в тот период все контакты со ставшими незаконными курдскими партиями и иракскими коммунистами и сосредоточилось на сотрудничестве с правящей Партией арабского социалистического возрождения (Баас). К этому времени, под давлением обстоятельств и вследствие болезни мулла Мустафа Барзани вынужден был эмигрировать в США, где и скончался 1 марта 1979 года.
Таким образом, все попытки самоопределения иракских курдов в 20-е – 80-е годы прошлого века хотя бы в форме культурной автономии не удались. Великие державы оказались незаинтересованными в поддержке курдского национального движения в Ираке, как и в других странах региона с наличием курдских меньшинств (Турция, Сирия, Иран). Правящие круги стран компактного проживания миллионов курдов при молчаливом одобрении со стороны США, Великобритании, Франции, СССР в период холодной войны выстраивали свою внутреннюю политику на принципах турецкого, иранского или арабского национализма, отрицавшего любую форму автономии национальных меньшинств или их суверенитета. На массовые нарушения прав человека в отношении курдского населения на Ближнем Востоке постоянные члены Совета Безопасности ООН и представители других международных организаций должным образом не реагировали. Мало внимания нерешенности курдской проблемы уделяли и правозащитные организации. На повестке дня по-прежнему стояла палестинская проблема и, как следствие, сохранявшаяся напряженность в отношениях между арабскими странами и Израилем. В этих условиях продолжились попытки насильственной ассимиляции курдов, массовые репрессии местных властей по отношению к своим курдским меньшинствам, что вновь и вновь провоцировало курдов на масштабные акции протеста и вооруженные восстания. Безусловно, при наличии общих черт и закономерностей, борьба курдов за свои национальные права приобрела определенную специфику в каждом из курдских ареалов.
Так в Ираке, восстания и протестные акции иракских курдов не прекращались даже в условиях жесточайшей диктатуры Саддама Хусейна, когда десятки тысяч курдов были казнены и брошены в тюрьмы, сотни тысяч - вынуждены были покинуть места своего исторического проживания и скрываться в труднодоступных горных районах Ирака и соседних странах. Только в результате химической атаки ВВС Ирака в г. Халабджа в 1988 году погибло около 5 тысяч и пострадало до 20 тысяч мирных жителей. Лишь весной 1991 года, когда политика Багдада приобрела характер явного геноцида курдского населения, "Совет Безопасности ООН был вынужден принять резолюцию № 688 от 5 апреля 1991 г., в соответствии с которой США, Великобритания и Франция решили установить так называемую, "бесполетную зону" севернее 36-ой параллели". Эта мера, создавшая по сути "зону безопасности" на севере Ирака, позволила курдам впервые в истории сформировать довольно эффективные органы самоуправления, отряды народного ополчения и другие элементы территориальной автономии. Саддам Хусейн вынужден был убрать из курдской автономии правительственные войска, свой административный аппарат, полицию и спецслужбы. Таким образом, с 1991 по 2003 гг. на севере Ирака возникло полунезависимое курдское государство. И хотя ограничительные международные санкции в отношении всего Ирака и торгово-экономическая блокада региона Багдадом затрудняли восстановление его инфраструктуры и налаживание социально-экономической жизни, все же прекращение военных действий со стороны центральных властей спасло курдов от геноцида и гуманитарной катастрофы, позволило вернуться сотням тысяч беженцев к местам исторического проживания и приступить к постепенному восстановлению региона. "Это была историческая победа курдского национально-освободительного движения, важнейший этап в многовековой борьбе курдского народа за свободу и независимость", - отмечал известный советский и российский ученый-курдовед М.С.Лазарев. В этот сложный период своей истории иракским курдам пришлось преодолевать и наследие прежних трайбалистских противоречий в своих рядах, когда в 1994-98 гг. между основными курдскими политическими силами - Демократической партией Курдистана (ДПК) и Патриотическим союзом Курдистана (ПСК) - разгорелся конфликт и дело дошло до вооруженного противостояния. Именно эти две партии после прекращения междуусобных конфликтов и достижения политического консенсуса сформировали региональные объединенные органы законодательной и исполнительной власти, тесно взаимодействовали и в военном отношении, поскольку местное ополчение - бригады "пешмерга" подчинялись своим лидерам, соответственно, - Масуду Барзани и Джалялю Талабани.
В 2003 году иракские курды оказали содействие ВС США в свержении режима Саддама Хусейна, приняли самое активное участие в создании нового иракского государства, работе органов законодательной и исполнительной власти в Багдаде в постсаддамовский период. В соответствии с новой конституцией Ирака на базе Курдского автономного района был создан субъект федерации – Иракский Курдистан. В него вошли четыре северные провинции страны: Эрбиль, Дохук, Сулеймания и Халабджа. Столицей курдского региона Ирака стал г. Эрбиль.
Курды оказались весьма солидно представлены и в Багдаде. Президентом Ирака стал лидер ПСК Джаляль Талабани, они также заняли 6 постов федеральных министров, высокие должности в руководстве федеральными силовыми структурами, создали довольно многочисленную фракцию в федеральном парламенте. Одновременно на севере Ирака формировались все структуры субъекта федерации, весьма близкие к уровню независимого государства. Сегодня Иракский Курдистан имеет свои флаг, гимн, конституцию, свод региональных законов, парламент, президента, правительство, органы правосудия, полицию, спецслужбы, вооруженные силы (бригады "пешмерга"), осуществляет контроль за границами с Турцией и Ираном, проводит самостоятельную внешнеэкономическую и внешнеполитическую политику. В гг. Эрбиле и Сулеймании функционируют современные международные аэропорты, аккредитовано около 40 иностранных дипломатических миссий на уровне генеральных консульств, курдский язык стал вторым государственным языком. В регионе создан благоприятный инвестиционный климат, зарегистрировано несколько тысяч иностранных и со смешанным капиталом компаний и фирм, сотни политических и общественных организаций, СМИ, в региональном парламенте и местных органах власти представлены все этнические и конфессиональные группы населения. Регион развивает политические, торгово-экономические и другие связи с Турцией, Ираном, арабскими странами, Израилем, США, Россией, странами ЕС, СНГ, Азии и Африки. С конца 2007 года в Эрбиле успешно работает Генеральное консульство Российской Федерации, имеются двусторонние российско-курдские соглашения по линии торгово-промышленных палат, курдские студенты обучаются в России, активно работает в курдском регионе Ирака крупная российская государственная компания "Газпром нефть", есть планы по вхождению в этот регион и "Роснефти".
Долгое время курдские лидеры выступали посредниками и пытались находить компромисс между позициями основных политических сил страны (блоками партий арабов-шиитов и суннитов). При посредничестве президента Иракского Курдистана были преодолены правительственные кризисы 2010 и 2014 гг., когда федеральному парламенту не удавалось многие месяцы определиться с кандидатом на пост премьер-министра и сформировать центральное правительство. Благодаря представителям курдов удавалось сохранять хрупкий баланс политических сил в стране, однако, недальновидная и сектантская политика правительства Нури аль-Малики с опорой на арабо-шиитскую верхушку спровоцировала вначале восстание 8 суннитских провинций, а затем и вторжение в Ирак из Сирии боевиков ИГИЛ (организация запрещена в России). Курды расценили как предательство со стороны центральных властей паническое отступление многотысячной иракской армии, сдачу боевикам-джихадистам арсеналов тяжелых вооружений, крупных городов и районов проживания курдов. Созданный при попустительстве центральных властей в Багдаде на трети территории страны Исламский халифат угрожал самому существованию Иракского Курдистана и прилегающих к нему районов с курдским населением.
Курдским ополченцам "пешмерга" при поддержке ВВС западной коалиции все же удалось защитить свои территории и затем освободить от террористов другие северные районы страны. В борьбе с боевиками ИГИЛ погибло свыше 2 тысяч курдских ополченцев, несколько тысяч из них были ранены. Вклад иракских курдов в победу над общим врагом в лице радикальных исламистских группировок оказался решающим. Следует отметить, что курдские воины сражались и в рядах вооруженных сил Ирака. Так, майор Мухаммед Анвар на бомбардировщике "F-16" совершил более 200 успешных боевых вылетов и нанес сотни ракетно-бомбовых ударов по позициям боевиков ИГИЛ. 31-летний пилот-курд из Эрбиля стал одним из первых летчиков Ирака, управляющим истребителем-бомбардировщиком нового поколения.
Как и ожидалось, еще до завершения военной операции против ИГИЛ, шиитские милицейские формирования "Хашд аш-Шааби" начали массовые зачистки и карательные операции в освобождаемых от боевиков-джихадистов районах. Многие местные жители из числа арабов-суннитов, а иногда и курдов, подвергались ничем не обоснованным репрессиям. По этому поводу неоднократно звучали протестные заявления ООН. Правительственные войска и шиитские ополченцы стремились как можно скорее восстановить свой контроль за так называемыми "спорными территориями", где исторически проживали курды, но в период правления Саддама Хусейна был нарушен демографический баланс за счет насильственных депортаций курдов и переселения на эти земли арабских семей. В первую очередь, багдадские власти попытались укрепиться в нефтеносных районах Киркука и Мосула, брошенных ими на произвол судьбы в период наступления боевиков ИГИЛ. Защитившие эти районы от джихадистов курдские ополченцы вытеснялись под угрозой применения оружия, имели место боестолкновения курдских "пешмерга" с шиитскими формированиями.
Поводом для очередной активизации агрессивных действий Багдада по отношению к курдам послужил состоявшийся 25 сентября 2017 года в Иракском Курдистане и на, так называемых "спорных территориях", референдум о независимости курдского региона. Как и ожидалось, при довольно высокой явке избирателей подавляющее число жителей северных провинций Ирака высказалось за независимость региона (около 93 %). Причем в голосовании приняли участие не только курды, но и арабы, туркоманы, армяне, ассирийцы, другие этнические группы местного населения.
Чем объяснить такие результаты референдума? Во-первых, на уровне вековой мечты и национальной идеи ни один курд не откажется от создания своего суверенного государства. Во-вторых, многие статьи конституции, затрагивающие коренные интересы курдов, так не были выполнены центральными властями, в частности, статья 140 "О спорных территориях". Правительства Малики/Абади саботировали также принятие нового закона об углеводородах, который бы давал больше прав регионам в распоряжении своими природными ресурсами и предпочли руководствоваться явно устаревшим законом времен С.Хусейна. Курдский регион хронически недополучал положенных ему 17 % от расходной части госбюджета на развитие Иракского Курдистана, не выделялись необходимые финансовые средства на содержание бригад "пешмерга" и бюджетников региона. На региональный бюджет легла и основная тяжесть расходов по содержанию более миллиона иракских и сирийских беженцев. Недовольство курдов вызывала и все большая зависимость внутренней и внешней политики багдадских властей от Тегерана, вскрывшиеся факты масштабной коррупции среди багдадских чиновников. Все это и вынудило власти курдского региона обратиться к своему населению с предложением высказать мнение на плебисците по поводу дальнейшего государственного устройства Иракского Курдистана.
Ожидаемой была негативная реакция Багдада, региональных и других зарубежных государств на курдский референдум. Как выше отмечено, Багдад предпринял серию перемещений войск и военных операций в северных районах и попытался установить силой свой контроль за "спорными территориями", на которых прошел референдум о независимости. Тегеран усилил свой военный контингент в Ираке, командующий спецподразделением "эль-Кудс" в составе Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал-майор Касем Сулеймани срочно прибыл в г.Сулейманию и вступил в переговоры с лидерами внутрикурдской оппозиции (Патриотический союз Курдистана, Движение Горран, исламские партии). Ему удалось добиться решения о выводе подконтрольных ПСК курдских бригад "пешмерга" из Киркука и тем самым облегчить передачу этого города под контроль правительственных войск и шиитских формирований. Тегеран пригрозил закрыть участок своей границы с Иракским Курдистаном, свернуть торгово-экономическое и другое сотрудничество с курдским регионом Ирака. Иранское руководство попыталось также расколоть изнутри курдский регион и инициировало возможность выхода из состава Иракского Курдистана двух граничащих с Ираном курдских провинций: Сулеймания и Халабджа. И, если политика Тегерана была в какой-то степени предсказуема в силу его тесной связи с арабо-шиитской верхушкой в Багдаде, то довольно резкие заявления Анкары, также осудившей референдум, явились несколько неожиданными. Ведь до последнего времени Турция и Иракский Курдистан успешно развивали взаимовыгодные торгово-экономические отношения, годовой товарооборот и взаимные инвестиции превысили 10 млрд долларов. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани не раз выступал посредником в снижении напряженности между турецкими властями и Рабочей партией Курдистана (РПК). Очевидно, Р.Эрдоган, как и иранские аятоллы, все же опасается создания независимого курдского государства на своих границах, с учетом того, что примеру иракских курдов могут последовать сирийские, а затем и турецкие курды.
Открыто поддержал курдский референдум и его итоги из стран региона лишь Израиль. Израильское руководство считает, что только таким способом иракские курды смогут обеспечить стабильность и безопасность своего региона. В Иерусалиме полагают, что военное поражение ИГИЛ на территории Ирака вовсе не означает нормализации отношений между основными группами населения Ирака: арабами-шиитами и арабами-суннитами. Пока в стране не видно предпосылок к воссозданию коалиционных органов центральной власти в Багдаде (шииты, сунниты, курды). И наоборот, преобладает тенденция ко все большему сектантству шиитов и усилению влияния иранских аятолл на внутреннюю и внешнюю политику Ирака. Якобы, Тегеран не только втягивает Багдад в перманентную войну с арабами-суннитами и курдами в Ираке, но пытается как можно шире задействовать его и в сирийском вооруженном конфликте. Уже сейчас иракские шиитские милицейские подразделения "Хашд аш-Шааби" воюют вместе с ливанской "Хизбаллой" при поддержке КСИР Ирана в Сирии.
Курды ожидали поддержки итогов референдума от великих держав и, в первую очередь, от своего традиционного партнера - США. Но Вашингтон на этот раз не поддержал идею создания независимого курдского государства на севере Ирака. Очевидно, администрация США опасается тем самым окончательно утратить контроль за остальной частью Ирака, где в случае отделения Курдистана будет доминировать Тегеран. Создание нового шиитского государства в регионе и укрепление проиранской оси Тегеран – Багдад – Дамаск - Бейрут явно не отвечает интересам Вашингтона. Пока курды, пусть даже номинально, остаются в составе Ирака и присутствуют в федеральных законодательных и исполнительных органах власти, США могут хоть как-то влиять на политику Багдада. При чем, Вашингтон не теряет надежды постепенно восстановить баланс политических сил в столице Ирака за счет подключения к диалогу с центральными властями старейшин суннитских племен и возвращения в парламент и правительство Ирака суннитских представителей. Естественно, что западные союзники США, в той или иной мере, поддержали позицию своего заокеанского союзника и призвали Багдад и Эрбиль искать пути к миру и сохранению единого иракского государства. Руководство России также призывает к продолжению переговоров между Багдадом и Эрбилем и считает, что далеко не исчерпаны возможности достижения компромисса между курдскими лидерами и центральными властями. Сохранение территориальной целостности Ирака при уважительном отношении ко всем этно-конфессиональным группам населения страны отвечало бы интересам всех иракцев и мирового сообщества.
Многие политики и эксперты продолжают пугать мировую общественность вероятностью скорого появления на карте Великого Курдистана, который, якобы разрушит всю систему послевоенного устройства Ближнего Востока и отторгнет от Турции, Ирана, Ирака и Сирии значительные территории. В Анкаре, Тегеране, Дамаске и Багдаде такую угрозу воспринимают всерьез и под предлогом превентивных мер ужесточают свою политику по отношению к курдским меньшинствам. Не исключено, что в кабинетах каких-то иностранных ведомств и рассматриваются подобные проекты, однако, в курдских ареалах самими курдами такой проект даже не обсуждается. Ведь сегодня нет предпосылок к созданию общекурдской политической организации, выработке общей идеологии, появлении общепризнанного курдского лидера. Как было выше отмечено, в каждой из упомянутых стран курды находятся на разных стадиях своего общественно-политического развития, ступенях борьбы за свои права и свободы и ведут эту борьбу, исходя из местных условий, каждый по-своему. В Турции - Рабочая партия Курдистана (РПК) объявлена террористической организацией и против нее проводятся масштабные карательные операции с привлечением армейских и полицейских сил. Лидер РПК А.Оджалан отбывает пожизненное заключение в одной тюрем страны, среди его соратников нет единства. Легальная парламентская прокурдская Партия демократии народов (ПДН) также подвергается репрессиям, курды-депутаты Меджлиса лишаются депутатской неприкосновенности и арестовываются властями [8]. В Иране запрещены все курдские партии и движения, проводится курс на силовое решение курдской проблемы. Турецкие и иранские курды борются за равные права с титульными нациями (турками и персами), для них остается главным сохранить свою национальную идентичность.
В Сирии правительство Башара Асада в 2012 году вывело войска и свои административные органы из районов компактного проживания курдов по причине нехватки сил и средств для защиты Дамаска и районов проживания арабов-алавитов. Сирийские курды оказались один на один с набиравшими силу бандформированиями радикальных исламистов. В относительно сжатые сроки курды смогли создать довольно эффективные органы самоуправления, сформировать народное ополчение и отразить в ожесточенных боях наступление джихадистов на стратегически важный город Кобани, а затем с помощью своих турецких и иракских собратьев освободить прилегающие районы. При поддержке ВВС и спецназа США курды в составе сил Демократического альянса (с арабами-суннитами и христианами) освободили г.Ракку и продолжили наступление на позиции ИГИЛ в направлении провинции Дейр эз-Зор. В трех северных провинциях Сирии создан Автономный курдский район под названием "Рожава". Несмотря на то, что сирийские курды не принимали участия в гражданской войне в Сирии и выражают готовность сотрудничать с любыми властями в Дамаске, до сих пор ни правительство Башара Асада, ни представители сирийской оппозиции не приглашают курдов на переговоры по мирному разрешению сирийского кризиса и не гарантируют им равных с арабами прав и свобод в будущей конституции страны. Более того, турецкие власти объявили ведущую политическую силу Рожавы – Партию демократического союза (ПДС) террористической организацией и периодически обстреливают позиции курдских ополченцев из тяжелого оружия (танки, артиллерия). Дальнейшая судьба курдской автономии в Сирии по-прежнему неясна и будет во многом зависеть от внешних факторов.
Таким образом, на сегодня можно констатировать, что иракские курды в сложных условиях военно-политической обстановки на Ближнем Востоке все же добились наибольших успехов в своем самоопределении по сравнению со своими собратьями в соседних странах. Несмотря на то, что итоги референдума о независимости Иракского Курдистана пока реализовать не удалось, статус субъекта федерации в Ираке с довольно широкими правами и полномочиями позволяет иракским курдам успешно решать насущные политические, социально-экономические проблемы курдского региона и сохранять свою национальную идентичность. Многие эксперты приходят к выводу, что Иракский Курдистан становится как бы плацдармом относительной стабильности и безопасности в Ираке и регионе в целом. Такой итог закономерен считает российский ученый М.С.Лазарев: "Выдвижение Иракского Курдистана на авансцену современной курдской истории было не случайным, хотя по территории и населению он значительно уступал турецкой и иранской частям курдского региона Ближнего Востока… В политическом, социально-экономическом и культурном отношении Южный Курдистан уже после Первой мировой войны развивался более быстрыми темпами в сравнении с другими частями курдского региона". Говоря в целом, можно отметить что "в силу своей политической, национальной и религиозной толерантности курды становятся все более важным фактором, стабилизирующим общую ситуацию на Ближнем Востоке. Совместная борьба с силами международного терроризма в лице радикальных исламистов-джихадистов способствует дальнейшему сплочению курдских политических и общественных сил и создает предпосылки к их более тесному взаимодействию с другими позитивными региональными центрами силы.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: курды, Курдистан, Сирийский Курдистан, Иракский Курдистан, Николай Марр, нефть, Севрский договор, Лозаннский договор, Турецкий Курдистан, Махмуд Барзанджи, Мехабадская республика, Иранский Курдистан, Мустафа Барзани, Кази Мухаммед, СССР, Баас, ДПК, ПСК, Саддам Хусейн, Халабджа, СБ ООН, Михаил Лазарев, Масуд Барзани, Джаляль Талабани, пешмерга, Исламское Государство, Хашд аш-Шааби, Независимость Курдистана, референдум, Иран, КСИР, Сардар Касим Сулеймани, Горан, Киркук, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, РПК, Израиль, шииты, сунниты, Хезболла, США