20 марта 2003 года началась военная операция ВС США и их союзников под кодовым названием "Иракская свобода". Что предшествовало ей, каковы были мотивы вторжения, цели и задачи, чем она завершилась в конечном итоге?
Ни для кого не является секретом, что отношения Вашингтона со странами так называемого "третьего мира" строятся на чисто прагматичной и даже циничной основе. Так, потеряв в 1979 году в результате исламской революции во главе с аятоллой Хомейни дружественный шахский режим в Тегеране, администрация США сделала ставку на амбициозного арабского диктатора Саддама Хусейна. Не без подстрекательства Вашингтона в 1980 году была развязана многолетняя кровопролитная ирако-иранская война, которая унесла с обеих сторон конфликта свыше миллиона человеческих жизней.
В тот период Багдаду оказывали финансовую, материальную и военно-техническую помощь не только США, их западные союзники, но и некоторые страны Персидского залива. Именно в 1980-е годы Саддам Хусейн стал получать от западных стран технологии, оборудование и средства для производства химического и другого опасного оружия. В 1991 году председатель подкомитета Палаты представителей США С. Геджэнсон, занимавшийся расследованием экспорта новейших технологий в Ирак, отмечал в своем докладе: "С 1985 по 1990 год правительство США одобрило 771 разрешение на экспорт в Ирак новейших технологий, в том числе и средств для создания оружия массового уничтожения…" В Вашингтоне называли С. Хусейна "нашим сильным человеком в регионе". В Багдад зачастили высокопоставленные иностранные гости, которые стали внушать иракскому президенту, что только он один способен остановить расползание шиитского экстремизма на Ближнем Востоке. Долгое время США закрывали глаза на грубые нарушения прав человека и репрессии Саддама Хусейна, в том числе на применение им химического оружия против собственного населения и иранцев (трагедия г. Халабджа в марте 1988 г.), на подавление военной силой курдских и шиитских восстаний и акций протеста.
Политика Вашингтона в отношении режима С. Хусейна резко изменилась лишь после вторжения иракских войск в Кувейт в августе 1990 г., когда иракский диктатор решил "восстановить историческую справедливость" и взять под свой контроль ранее входившую в османский велайят Басра территорию Кувейта. Уже в начале 1991 г. была проведена первая военная операция ВС США и их союзников против режима Саддама Хусейна под кодовым названием "Буря в пустыне", которая не только освободила Кувейт от иракской оккупации, но и существенно ослабила военный потенциал Ирака. Массированные ракетно-бомбовые удары США и международной коалиции наносились по сосредоточениям войск, военным объектам, правительственным зданиям, службам безопасности и т.д. В наземной фазе той операции приняли участие сухопутные войска США, Великобритании, Саудовской Аравии, Египта и Сирии.
Таким образом, к 2003 году режим Саддама Хусейна был существенно ослаблен и какой-либо реальной угрозы региональной или международной безопасности уже не представлял. Иракские научно-исследовательские ядерные реакторы производства СССР и Франции по разным причинам давно вышли из строя, химическое оружие было уничтожено под контролем международных инспекторов, так называемые "бесполетные зоны" на севере и юге страны защитили курдов и арабов-шиитов от новых авиаударов и массовых репрессий, связей Саддама с международными террористами выявлено не было, жесткие международные ограничительные санкции в соответствии с резолюциями ООН существенно снижали военно-экономический потенциал Ирака.
Тем не менее, Вашингтон под лозунгом противодействия силам международного терроризма решил активизировать свою борьбу с неугодными ему режимами в Азии и на Ближнем Востоке. Уже в октябре 2001 года США с союзниками по НАТО приступили к масштабной военной операции в Афганистане против правительства "Движения талибан" (запрещено в РФ). В марте 2003 года настала очередь и Саддама Хусейна.
В качестве предлога для начала второй военной операции против Ирака Вашингтон использовал лживые сведения о наличии в этой стране химического или биологического оружия, а также сфабрикованные данные о связи С. Хусейна с "Аль-Каидой" (запрещена в РФ). Позднее все эти сведения будут полностью опровергнуты независимыми экспертами и самими американцами.
Операция "Иракская свобода" длилась меньше двух месяцев. ВС США с воинскими частями союзников (Великобритания, Австралия, Польша) при поддержке курдских ополченцев и восставших арабов-шиитов разгромили иракскую армию и установили контроль над всей территорией страны. Саддаму удавалось еще некоторое время скрываться в подполье, но вскоре он был пойман, осужден местным судом и впоследствии казнен. Казалось бы, заявленные цели и задачи операции достигнуты, и американцы могут убираться восвояси. Но не тут-то было. Ведь Вашингтону еще хотелось построить новое иракское государство по своим демократическим лекалам.
Вскоре выяснилось, что американский проект во многом повторяет ошибки британских властей по искусственному созданию Ирака на базе трех провинций Османской империи (Басра, Багдад и Мосул). Вашингтону также не удалось добиться межэтнического и межконфессионального баланса в центральных органах власти и длительное время сохранявшийся перекос в пользу господства во власти арабо-суннитского меньшинства теперь сместился в сторону доминирования в Багдаде арабов-шиитов. Внешне демократические выборы в стране завершились формированием правительства арабо-шиитского большинства (65 % населения страны) и, если представители курдских партий смогли как союзники шиитов в борьбе с С. Хусейном получить второй по значению пост президента страны, несколько портфелей федеральных министров и создать свою фракцию в парламенте, то на арабов-суннитов обрушилась волна репрессий.
Развязанная в стране с одобрения Вашингтона кампания дебаасизации иракского общества стала больше похожа на "охоту на ведьм" и вызвала в стране новую волну хаоса и насилия. Судебным и внесудебным преследованиям подверглись не только ближайшие соратники С. Хусейна и высокопоставленные баасисты, но и простые государственные и муниципальные чиновники, военнослужащие, полицейские, члены их семей. Многие арабы-сунниты вынуждены были эмигрировать, часть из них ушла в подполье и скрывалась в труднодоступных районах. Даже назначенный на пост вице-президента уже новыми властями авторитетный суннитский политик Тарик аль-Хашими был приговорен дважды к смертной казни и спасся лишь бегством в Саудовскую Аравию. Шиитские милицейские отряды взрывали суннитские мечети, похищали людей, в ответ сунниты совершали теракты в Багдаде и других городах. В так называемом "суннитском треугольнике" в центральной и северо-западной части страны стали появляться повстанческие суннитские военно-политические группировки, которые вскоре подняли восстание и развязали масштабную партизанскую войну против американских оккупантов и центрального правительства.
Ирак вновь стал погружаться в атмосферу гражданской войны, вооруженные столкновения и теракты становились обыденным явлением. Только за период с 20 марта 2003 г. по декабрь 2011 г. погибли свыше 126 тысяч мирных иракцев, 20 тысяч иракских военных, 19 тысяч боевиков и около 4,5 тысячи американских солдат, 32 тысячи американцев получили ранения. Американским войскам под давлением внешних и внутренних обстоятельств пришлось к концу 2011 года все же покинуть Ирак, но общую ситуацию в стране это не улучшило. Баланс политических сил в Ираке был грубо нарушен Вашингтоном и маховик насилия по инерции продолжал раскручиваться.
Появившаяся еще в 2006 году в стране ячейка "Аль-Каиды" способствовала радикализации суннитской общины. Кстати, будущий лидер "Исламского государства" (запрещено в РФ) Абу Бакр аль-Багда́ди прошел свои "университеты" под арестом в американском лагере Кэмп-Букка в Ираке. То ли американские спецслужбы не обратили внимания на этого прогрессирующего исламиста, то ли рассчитывали использовать его в своих закулисных играх, но вскоре он оказался на свободе. Со временем ему удалось сплотить и объединить все радикальные исламистские арабо-суннитские группировки в Ираке и Сирии и создать к 2014 году квазигосударство - "Исламский халифат", который захватил огромные арсеналы самого современного оружия и стал угрожать взятием Багдада и Дамаска. Только тогда администрация США обратила внимание на вновь обострившуюся ситуацию в Ираке и сформировала новую международную коалицию теперь уже для борьбы с выпущенным ранее Вашингтоном "джином из бутылки" в лице "Исламского государства".
Почти 70 иностранных государств приняли участие в борьбе с этим террористическим монстром. Лишь к концу 2019 года аль-Багдади был ликвидирован спецназом США в подконтрольной Турции сирийской провинции Идлиб, наиболее крупные отряды ИГ в Сирии и Ираке были разгромлены и рассеяны. Но ожидаемые мир и стабильность на иракской земле так и не наступили. В дополнение к сохраняющейся напряженности в отношениях между суннитами и шиитами, в 2022 г. произошел раскол и в стане арабов-шиитов. Победивший на парламентских выборах 2021 г. блок авторитетного шиитского лидера Муктады ас-Садра не смог сформировать новое правительство из-за саботажа депутатов проиранских партий. После многомесячных дебатов и столкновений в парламенте и вне его ас-Садр вынужден был отозвать своих депутатов из парламента и призвать чиновников покинуть все государственные учреждения, чтобы продолжить борьбу в оппозиции. Муктада ас-Садр выступает против коррупции во властных структурах и вмешательства Тегерана во внутренние дела страны. США в этом споре оказались как бы над схваткой, но негласно поддерживают ас-Садра в его стремлении освободить багдадские власти от диктата иранских аятолл. За влияние в Ираке продолжается острая борьба между Вашингтоном и Тегераном. Иранское руководство рассматривает Ирак как свой форпост в арабском мире и надежный транзитный коридор в Сирию и Ливан.
В преддверии 20-ой годовщины вторжения ВС США и их союзников в Ирак можно констатировать, что все попытки насильственной демократизации стран "третьего мира" и строительства государств по западным лекалам оказались провалены. Примеры военных операций США и их союзников в Ираке, а также в Афганистане и Ливии, наглядно продемонстрировали ущербность и опасность военного вмешательства во внутренние дела других стран. Американцы и их западные союзники тем самым грубо нарушают суверенитет независимых государств и не учитывают особенностей многонациональных и многоконфессиональных обществ, веками сложившиеся традиции и обычаи стран с более чем тысячелетней историей и культурой.
Фигурально говоря, Вашингтон ведет себя в Азии и на Востоке как "слон в посудной лавке" и провоцирует все новые конфликты. Побочным явлением неудавшихся экспериментов США и их союзников по насаждению демократии в мусульманских странах можно считать радикализацию ислама и появление таких международных террористических монстров как "Аль-Каида" и "Исламское государство". Что касается дальнейшей судьбы непосредственно Ирака, то страна оказалась в состоянии затяжных правительственных кризисов и сложной военно-политической обстановки. По прежнему, не исключается распад Ирака, как минимум, на три новых квазигосударства: Шиитостан, Суннитостан и Курдистан.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов