За время президентства Байдена Вашингтон во многом утратил свое влияние на Ближнем Востоке. Авраамовы соглашения 2020 года по сближению Израиля с арабскими странами оказались заморожены после начала вооруженного конфликта в секторе Газа. Союзник США - Израиль оказался вновь в состоянии войны и вынужден был отражать атаки сразу на нескольких направлениях. Дело дошло до прямых обменов ракетно-бомбовыми ударами и налетами беспилотников между Израилем и Ираном с его прокси-силами (ливанской "Хизбаллой" и йеменской "Ансар Аллах"), обострились отношения Израиля с Турцией. Заметно усилилось влияние Китая в зоне Персидского залива и в целом в арабском мире. При посредничестве Пекина Тегеран восстановил дипломатические отношения с Эр-Риядом.
Еще до своей инаугурации Д. Трамп отправил команду эмиссаров на Ближний Восток с целью изучения наиболее важных проблем региона и поиска перспективных для Вашингтона направлений сотрудничества. 13–16 мая т. г. в ходе своего первого официального зарубежного турне Трамп посетил Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ. В какой-то степени он повторил события мая 2017 года, когда после вступления в должность президента, отдал предпочтение первому своему визиту в Эр-Рияд. Как и в прошлый раз, Трампу был оказан подчеркнуто теплый прием на самом высоком уровне. В аэропорту у трапа самолета президента США встречал наследный принц Мухаммед бен Салман, в ходе визита состоялась аудиенция Трампа у короля КСА.
В рамках этого визита были заключены двусторонние соглашения на общую сумму в 600 млрд долларов. Их основную часть составили инвестиционные обязательства саудовской стороны в экономику США, а также оборонный контракт на поставку в Саудовскую Аравию военного имущества на сумму в 142 млрд долларов. Достигнутые договорённости охватывают также сферы энергетики, передовых технологий, электроники, строительства, транспортной инфраструктуры, мегапроекты и подготовку кадров. Предусматриваются развитие центров обработки данных, совместные инвестиции в сферы искусственного интеллекта, мирного атома и зелёной энергетики.
В рамках достигнутых договорённостей саудовская компания "DataVolt” инвестирует около 20 млрд долларов в строительство дата-центров и объектов энергетики на территории США. Американская корпорация "GE Vernova” поставит в Саудовскую Аравию газовые турбины и энергооборудование на сумму 14,2 млрд долларов, компания "Boeing” заключила контракт на поставку пассажирских самолётов "737-8” саудовскому авиаперевозчику "AviLease”, стоимостью 4,8 млрд долларов. Есть проекты в области здравоохранения, в том числе создание нового высокотехнологичного завода по производству медицинских растворов в штате Мичиган, общей стоимостью 5,8 млрд долларов. Трамп предложил также сделку, которая позволит Саудовской Аравии импортировать более миллиона чипов искусственного интеллекта "Nvidia”, что превышает экспортные ограничения, установленные предыдущей администрацией США. Не случайно, в числе сопровождающих президента лиц оказалось много представителей американских деловых кругов, для которых в рамках визита был организован специальный бизнес-форум.
Оборонный пакет предполагает поставки в КСА авиационных, морских и ракетных вооружений, а также телекоммуникационного оборудования. Более чем 20 американских компаний примут участие в модернизации ВВС, ПВО, ПРО, береговой охраны и инженерных войск КСА. В пакет входят также программы обучения, логистической поддержки и медицинского обеспечения военнослужащих. Саудовская сторона подтвердила, что большая часть этих сделок вписывается в рамки "Vision 2030" — программы модернизации и диверсификации экономики страны.
14 мая т. г. перед саммитом США - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) состоялась встреча Трампа с временным президентом Сирии Ахмедом аш-Шараа. Переговоры проходили при закрытых дверях в присутствии наследного принца КСА и подключившегося по видеосвязи президента Турции Р. Т. Эрдогана. Трамп подтвердил свое намерение снять ограничительные санкции с Сирии, призвал своего сирийского коллегу присоединиться к Авраамовым соглашениям с Израилем, депортировать из страны палестинских и других террористов, помочь США предотвратить возрождение ИГИЛ (запрещена в РФ), а также взять на себя ответственность за надежную охрану арестованных боевиков этой организации, которые пока находятся во временных центрах содержания на северо-востоке Сирии. В ответ новые власти Сирии выразили готовность открыть США доступ к разработке природных ресурсов по образцу соглашения Вашингтона с Киевом. Сирия важна монархам Залива и Турции для ее интеграции в логистические мегапроекты, поскольку она занимает стратегическое положение в регионе, имеет плодородные земли, минеральные и водные ресурсы, нефть, газ, промышленную базу, морские порты, аэродромы, квалифицированных рабочих. Накануне Катар и Саудовская Аравия взяли на себя обязательства погасить долги Сирии перед Всемирным банком.
По аналогии с визитом Трампа в КСА состоялся и его визит в Катар, где стороны подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве на общую сумму более 1,2 трлн долларов. Якобы национальная авиакомпания "Qatar Airways” закупит у США до 210 самолетов "Boeing 787 Dreamliner” и " Boeing 777X”, общей стоимостью 96 млрд долларов. Также Катар приобретет у США разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты "MQ-9 Reaper” на почти 2 млрд долларов. США впервые продадут за рубеж современные системы ПВО, которые предназначены для противодействия дронам. Доха также получит беспилотники "MQ-9B” от компании "General Atomics” на сумму в 2 млрд долларов. Всего власти Катара и США намерены потратить 38 млрд долларов в рамках укрепления оборонного партнерства. На эти деньги они собираются укрепить ПВО, безопасность морских границ и обеспечить работу военно-воздушной базы "Аль-Удейд".
Сопровождавший Трампа спецпосланник президента на Ближнем Востоке Стив Уиткофф при посредничестве катарских властей провел переговоры с представителями палестинского движения ХАМАС. Якобы стороны обсудили перспективы прекращения боевых действий в секторе Газа, условия освобождения пленных и заложников, возможный вывод израильских войск из эксклава и т.п. вопросы. Накануне, ХАМАС в качестве жеста доброй воли освободил из плена Идана Александра, который имеет гражданство Израиля и США.
Не менее важным был и визит Трампа в ОАЭ. Еще в марте 2025 года ОАЭ представили инвестиционный план стоимостью 1,4 трлн долларов по расширению своего экономического присутствия в США в течение последующих десяти лет. Инициатива поддерживается крупными компаниями Эмиратов и фокусируется на инфраструктуре ИИ, полупроводниках, энергетике. В Абу-Даби Трамп и сопровождающие его лица приняли участие в американо-эмиратском деловом форуме и посетили Дом авраамических религий на острове Саадият, который символизирует мирное сосуществование ислама, христианства и иудаизма.
Суммируя предварительные итоги визита Д. Трампа в страны Персидского залива, можно прийти к выводу, что новой администрации США удалось сделать серьезный задел в восстановлении утраченных ранее позиций Вашингтона на Ближнем Востоке. Монархи арабских стран Залива выразили готовность инвестировать солидные суммы в экономику и инфраструктурные проекты США, закупать вооружения, продукцию авиа, электронной и другой промышленности. Взамен они ожидают гарантий безопасности региону, прекращения вооруженных конфликтов в секторе Газа, на юге Ливана, в Йемене, сдерживания экспансии Ирана и его ядерной программы, создания благоприятных условий для восстановления Сирии.
Эксперты отмечают, что многие цифры сделок и инвестиций между США и странами Залива явно завышены и могут серьезно скорректироваться в меньшую сторону. Снижение цен на углеводороды на мировом рынке отрицательно сказывается на бюджетах КСА и других стран ССАГПЗ. У монархов просто нет тех объемов свободных денег, которые поступали годами ранее в их бюджеты. Вместе с тем, за последние десятилетия странам Залива удалось уменьшить свою зависимость от экспорта нефти и газа за счет развития других отраслей промышленности, модернизации и диверсификации своих экономик. А реализация крупных национальных мегапроектов типа амбиционного саудовского "Видение 2030" с объемом инвестиций до 1 трлн долларов, развитие нефтехимической отрасли, сельского хозяйства, морских и воздушных перевозок, туризма, переход на зеленую энергетику (солнечную, ветряную, атомную) требует огромных финансовых вложений.
США придется считаться и с фактом продолжающейся диверсификации торгово-экономических и других отношений монархий Персидского залива. Руководители этих стран взяли курс на уход от односторонней зависимости от Вашингтона и его союзников. Их политика и экономика становятся все более многовекторными и определяются лишь степенью выгоды на длительную перспективу. Так, Китай нарастил свой товарооборот с арабскими странами до 300 млрд долларов. Есть сферы сотрудничества, где США просто не могут конкурировать с КНР (строительство солнечных и ветряных электростанций, поставки мощных энерджайзеров для хранения возобновляемой энергии и т.п.). Индия уверенно занимает свою нишу в регионе, ее товарооборот со странами ССАГПЗ давно превысил 100 млрд долларов, Дели участвует в логистических проектах по доставке грузов из Персидского залива в Европу. ОАЭ стали членом БРИКС, в процессе вступления в эту организацию Саудовская Аравия. Монархам импонирует тот факт, что Пекин и Дели не вмешиваются в их внутренние дела, в отличие от Вашингтона, который навязывает свои модели государственного устройства, а во времена президентства Байдена даже пытался обвинить наследного принца КСА в причастности к убийству журналиста Д. Хашогги.
Ожидания монархов по снижению военно-политической напряженности в регионе с помощью Вашингтона могут не оправдаться. Их расчет на то, что Трамп окажет давление на Б. Нетаньяху и тот откажется от ликвидации военной инфраструктуры ХАМАС силовым путем выглядит нереальным. Израиль остается стратегическим союзником и партнером США на Ближнем Востоке. Правительство Б. Нетаньяху пользуется мощной поддержкой израильского лобби в конгрессе США и, в целом, еврейских общин западных стран. С этими обстоятельствами Трамп вынужден считаться. Он уже дважды принял израильского премьера в Белом доме и поддерживает с Нетаньяху постоянные контакты по телефону. Неясны также перспективы решения проблемы иранской ядерной программы. Тегеран предлагает США заключить новую ядерную сделку по аналогии с СВПД, а Трамп настаивает на включении в пакет соглашений ограничения на развитие ракетной программы Ирана и отказ Тегерана от поддержки его прокси-сил в регионе.
Таким образом, не следует переоценивать итоги визита Трампа на Ближний Восток. Как говорится, время покажет реальную отдачу от этого турне. Многие проекты пока выглядят как намерения сторон. Можно лишь констатировать, что Трампу удалось вновь привлечь внимание монархов Залива к США, несколько повысить свой рейтинг среди американских избирателей и попутно поднять курс акций своей компании "The Trump Organization”, которой сейчас заправляют его сыновья. На ореол миротворца – кандидата на Нобелевскую премию мира - Трамп пока явно не тянет, хотя претензии на нее высказывал публично. Многие громкие декларации нового хозяина Белого дома повисают в воздухе и на деле не реализуются.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук