В течение года я жил в Сулеймание я наладил там хорошие дружеские отношения. Размышляя над отношением некоторых из друзей там, я думаю, я могу несколько больше понять смысл последних событий. "Да, да, демократия и свобода, это замечательные вещи, и теперь, когда Саддама больше нет, у нас будет светлое будущее!" – сказали бы мне мои курдские друзья. Прекрасные риторические понятия, полные абстрактных банальностей.
Когда дело доходит до конкретных вопросов, к сожалению, всегда находятся исключения. "Мы должны пойти угрожать и избивать этих , которые голосовали за исламский союз ", сказал мне один такой друг во время игры в шахматы на Салем-стрит. "Они не хотят демократии и не любят Курдистан, и они погубят все!" Антидемократы, о которых шла речь, были несколько студентов на английском отделении университета Сулеймании, и выборы были не более чем в студенческий совет.
Я узнал несколько красочных ругательство на сорани, когда поднимались такие темы. Логика, казалось, всегда та же: "Я за демократию, но эти *&*#! имеют ложные идеи, они повредят стране, они помогают нашим врагам, и они не будут делить власть, если получат ее, "или" Да, да, права человека и верховенство закона, - но этот человек, вероятно, агент , и мы должны вынудить его сказать правду, чтобы убедиться. "Многие политические лидеры уверены, что они стоят за демократию и свободу. Но когда доходит до дела за которое они долго и упорно боролись, они просто не могут согласиться с подрывной деятельности и критикой со стороны тех, кого они считают менее квалифицированными. "С полной демократией придется немного подождать, пока эта угроза не будет ликвидирована или иная экономическая цель достигнута", рассуждают они. "В конце концов, это не Швейцария".
Если такое высказывается достаточно часто, этот вид мышления становится поперек дороги демократизации. Доведенный до логического и абсурдного вывода, он приводит к Джамахирии Каддафи, или "правлению масс". Массы, по внешности, влияют на политику в фиктивной демократической системе; то есть, до тех пор пока они не противоречат руководству и развивают неправильные взгляды. В такой системе, средства массовой информации могут сообщать о событиях, но они не должны подрывать нацию (в лице лидеров, естественно). Такого рода нелепостей могут держаться в стране в течение длительного времени, даже сорока лет, но они страшно ослабляют общество. Кроме того, они в конечном итоге рушатся, как это происходит в настоящее время в Бенгази и Тобруке.
Для общества, находящегося в муках изменений и возможной демократизации, некоторые события могут служить в качестве возможностей или определяющих моментов. На этой неделе мы видели, как ваша молодежь протестовала перед 4 отделением ДПК, и по ней внезапно была открыта стрельба из автоматического оружия. Мы читали сообщения о том, как некоторые офисы оппозиционных партий и средств массовой информации были сожжены дотла. Мы слышали о многочисленных угрозах в адрес журналистов и избиениях. Мы стали свидетелями вооруженного нападения и разграбления первого и единственного независимого спутникового новостного телеканала в Курдистане, Nalia-TV, которая уделяла большое внимание протестам в Сулеймание, в том числе тем, где демонстранты были расстреляны.
Это решающие моменты, которые дают нам представление о том, на что общество будет похоже в будущем. Если никто не будет привлечен к ответственности за подобные действия, то же самое, и даже хуже, будет происходить и далее. С другой стороны, эти кризисы могут и должны быть использованы для укрепления демократического процесса, превращения лимонов в лимонад. Будет ли создан по-настоящему независимый полномочный комитет для расследования трагических событий на прошлой неделе, и возложит ли он вину на тех, кто действительно виноват? Придет ли общество иракских курдов к пониманию, что демократия это процесс и каждое исключение в демократическим процессе ослабляет ее?
Дэвид Романо – профессор университета Миссури и автор книги "Курдское национальное движение" (2006, Cambridge University Press