Сегодня читала о том, что в предгорьях Загросских гор Ирака (да, там так и было написано - Ирака, хотя это, конечно же, Курдистан) международная группа ученых из старейшего университета Европы Коимбри, основанного португальским королем Даниша1 в конце 13 века, обнаружили следы монументальнейшего сооружения, возраст которого превышает 5 тысяч лет. Раскопки проводились на участке Кани Шайе в провинции Сулеймания. Обратите внимание на это чисто курдское название. И ученые предполагают, что здание могло выполнять функции храма и оно подобно архитектуре Урука, древнего шумерского города. Были найдены фрагменты золотой подвески и несколько печатей. И по словам этих ученых, такие места как Кани Шайе не были периферийными, а являлись ключевыми территориями формирования культурных и политических сетей древности. Работы продолжаются...
Несколько дней назад в разговоре с Вадимом Макаренко мы обсуждали интереснейшую тему о том, что мир вступает в некую новую эпоху политического обустройства государств отличного от того, что сегодня имеет место. И я с ним согласна, хотя допускаю, что процесс этот будет чрезвычайно непрост. Ну, я не буду глубоко уходить в эту тему, в которой "сам черт ногу сломает", поскольку многое так неочевидно и непредсказуемо. Конечно, говорили мы о тех переменах, которые предстоят курдам. И Вадим предложил мне ознакомиться с его статьей, которая, собственно, и посвящена этой теме. А называется эта очень интересная статья "Противоречивое влияние на курдское общество концепции и практики национально-освободительной борьбы". Если я правильно поняла, Вадим Макаренко, и не только он, считает, что формы национальных государств не соответствуют структурам сообществ Ближнего Востока. И я, пожалуй, с этим согласна. Но вот мне трудно представить, что эти самые ближневосточные страны, такие как Иран, Турция и вся эта армада арабских государств, которых, если память мне не изменяет, аж целых 23, а может даже и все 25, не будут цепляться за именно национальное, державное обустройство своих государств руками, ногами и всеми возможным и невозможными способам. А те страны, в которых есть курдские земли и курдское присутствие (раскромсанный по живой плоти Курдистан), арабско-турецко-персидское доминирование никогда не выпустит вожжи из своих обагренных курдской кровью рук. Тут у меня даже нет сомнений. Хотя, хотя я допускаю, что порой ситуация, как процесс, может развиваться по некоему своему сценарию, не совпадающему с тем, что предполагают силы, которые берут в свои руки общественное и политическое обустройство. Вадим считает, если я его правильно поняла, что "государство-федерация (государство-цивилизация) - это несомненный выход из состояния государственно-политической неустроенности на Ближнем Востоке". И еще, "Альтернативой национальному размежеванию является сохранение единства народов, населяющих ближневосточные страны, а признание значимости их идентичности, это - перспективный путь строительства общих государств, на который в последнее время выходят страны Ближнего Востока, пока еще непоследовательно, а путем проб и ошибок."
Сложнейшая тема, сложнейший вопрос. Я, честно говоря, вообще не представляю себе ситуацию, когда турки, арабы, персы, которых перехлестывают чрезмерные амбиции, гонор, гордыня и спесь откажутся от первенства в этих гипотетических федерациях, раскаются за геноцид и тиранию курдов и согласятся на равенство и одинаковые права и возможности для всех. Согласятся ли, например, арабы Ирака, одного только Ирака, на то, чтобы Ирак назывался не Федерация Ирак, а Федерация Курдистан. Почему же нет, спрашивается, почему, черт побери, нет? Если да, то окей, мы, курды, согласны отказаться от своих претензий и с радостью вольемся в этот братский хоровод, говоря по-курдски - гованд. Ну, навряд ли сие возможно. Моей фантазии не хватает воображения, чтобы это представить... Турция вообще мечтает о возрождении Османской империи, а Иран никогда ( хотя, "никогда не говори никогда") не откажется от власти шиитских богословов. И совершенно очевидно, что ни Турция, ни Иран ни при каких раскладах не откажутся от неоимперской политики, пусть даже с некоторым сочетанием цивилизационного универсализма, некоего модернизма. У персов и турок на первом месте великодержавные амбиции и никто из них не хочет поступиться ни дюймом этих амбиций. Конечно же, этническое разнообразие для них неприемлемо. Курдам, я допускаю, в Иране и в Турции могут предложить некий минимум, но при обязательном условии не забывать свое место. Какое? Второе, третье, десятое?.. А потому в регионе Ближнего Востока будут нарастать политические противоречия со всеми вытекающими. Увы!
Курды все это прекрасно осознают, а потому мне трудно представить, что они сдадут в архив все свои героические страницы нетленной памяти народа курдского за свои права, за достоинство и счастье грядущих поколений народа курдского, пережившего боль, потери, страдания, химические бомбежки, аресты и пытки, гибель детей, голод, закапывания множества людей живьем в песках Басры и много еще чего ужасного и страшного.
Да, борьба не самоцель, и курды, скажем, Башура, Южного Курдистана, готовы принять формат цивилизационной федерации, но при одном единственном условии: они должны быть равными среди равных, не просить, например, у Багдада, своих же денег на ежемесячные зарплаты людям. Это такое издевательство и унижение. Это не должно походить на милостыню, которую Багдад, выламывая курдам руки, с презрением, с высоты своего чванства, возвращает в Курдистан деньги, принадлежащие именно курдам. Это происходит регулярно, на постоянной основе. Такая своеобразная дрессура. Курды всегда ведут честную игру, не обостряя ситуацию. А Багдад, как правило, обостряет эту самую ситуацию. В так называемом проекте "Великий Ближний Восток", курды, вне всякого сомнения, являются ключевым фактором и это все признают. А вот все фантазии и байки, что курды, по большей части, фрагментированное этническое сообщество, нам ни с какой стороны не интересны. И давайте признаем, что пока нет даже и намека, что БВ может стать эдаким примером цивилизационной федерации, ни Турция, ни Иран, ни Ирак и ни Сирия никогда не откажутся от порочной практики ущемления прав и справедливых требований курдов. Это тешит их ущербное самолюбие. И уже только одно это обстоятельство не позволяет совершенно миролюбивому курдскому народу отказаться от борьбы за свои права и справедливые претензии. Если же Багдад, столица арабского государства Ирак, которого еще совсем недавно и в природе не было, такая придуманная "кем-то" страна и, конечно, арабский мир со всеми своими бесчисленными арабскими государствами, согласятся с тем, чтобы Ирак стал называться Федерация Курдистан, то курды, конечно же, сядут за стол переговоров. И я полагаю, это будет справедливая история. Почему-то никого нисколечко не смущает наличие бесчисленного количества арабских государств, а одно единственное для 50 миллионного курдского народа у турецко-персидско-арабского конгломерата вызывает отторжение. Почему? Вот ведь вопрос...

































Переводчик