Состоявшийся 13 октября 2025 года "Саммит мира" в египетском городе Шарм-аш-Шейхе был посвящен вступлению в силу выдвинутого накануне президентом США Дональдом Трампом плана урегулирования палестино-израильского конфликта в секторе Газа. Президент США прилетел в Египет после краткого визита в Израиль, где ему предоставили возможность выступить с речью в национальном парламенте – кнессете. Он стал первым с 2008 года действующим американским президентом после Джорджа Буша-младшего, который выступил в кнессете.
Встреча лидеров и представителей около 30 заинтересованных государств, международных и региональных организаций в Шарм аш-Шейхе прошла под председательством президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и президента США Дональда Трампа. В саммите приняли участие лидеры и высокопоставленные представители Азербайджана, Армении, Бахрейна, Великобритании, Венгрии, Греции, Индии, Индонезии, Иордании, Испании, Италии, Кипра, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана, Пакистана, Турции, США, Франции, ФРГ, Генеральный секретарь ООН, Председатель Евросоюза, представитель Лиги арабских государств. Как и ожидалось, стороны конфликта участия в этом мероприятии не приняли, поскольку все переговоры по предстоящей сделке накануне велись ими лишь через посредников. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху аргументировал свое отсутствие на саммите совпавшим по времени еврейским религиозным праздником Симхат-Тора. Палестинцев на форуме представил глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас.
Целями прошедшего форума декларировались поддержка и укрепление международных усилий по установлению мира и стабильности на Ближнем Востоке, открытие новой страницы региональной безопасности и стабильности. Д. Трамп подчеркнул, что соглашение между Израилем и ХАМАС явилось весьма актуальной и сложной сделкой, что, в какой-то мере, предотвратило Третью мировую войну.
В ходе состоявшегося саммита лидеры США, Египта, Катара и Турции подписали мирный договор по сектору Газа. Египетские власти подчеркнули важное стратегическое значение этого документа для стран региона и придали саммиту международную легитимность путем ратификации его в структурах ООН.
В рамках первого этапа мирной сделки по Газе ХАМАС передал Израилю через Международный красный крест 20 израильских заложников, Израиль, в свою очередь, освободил 154 палестинских заключенных, которых предполагается депортировать в другие страны. В последующие дни ожидается выдача ХАМАС тел погибших заложников и освобождение из израильских тюрем еще около 1800 палестинцев, включая пожизненно осужденных за терроризм. На фоне наступившего с 10 октября режима прекращения огня в секторе Газа Израиль отводит свои воинские части на новые позиции, но 53 % территории эксклава останутся под контролем ЦАХАЛ.
Пока трудно сказать, насколько реалистичными и выполнимыми окажутся следующие пункты плана Трампа? Не исключено, что камнем преткновения может стать разоружение боевиков военного крыла ХАМАС — бригад "Изеддин аль-Кассам", а также союзной ХАМАС радикальной группировки - "Палестинского исламского джихада" (организация запрещена в РФ). Как отмечают местные СМИ, в населенных пунктах сектора Газа и лагерях беженцев вновь появились боевики этих группировок с оружием в руках. Якобы они намерены проводить чистки среди местного населения и выявлять лиц, сотрудничавших с израильскими оккупантами. Отмечается, что на севере сектора уже имели место перестрелки между боевиками ХАМАС и двумя палестинскими кланами, получавшими помощь и оружие от израильских военных.
Министр обороны Израиля Исраэль Кац заявил 12 октября: "Большой вызов для Израиля после этапа возвращения заложников будет заключаться в непосредственном уничтожении всех террористических туннелей ХАМАС в Газе силами Армии обороны Израиля через международный механизм, который будет создан под руководством и контролем США". По его словам, разоружение сектора Газа является фундаментом текущего соглашения между Израилем и палестинскими боевиками. Израильским военным уже дана команда подготовиться к выполнению задачи по уничтожению подземной инфраструктуры, созданной членами ХАМАС в течение ряда лет их военно-политического доминирования в секторе Газа.
Для того, чтобы проконтролировать процесс разоружения ХАМАС, демилитаризацию сектора и другие аспекты соглашения, под эгидой США планируется создать специальный миротворческий контингент. Вашингтон ожидает, что основную часть таких сил предоставят арабские и мусульманские государства, включая Катар, Египет, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Индонезию. Руководители этих стран пока не дали своего согласия на эту миротворческую операцию. Неясен также формат их возможного участия в этой непростой миссии. США намерены также направить в Израиль группу из 200 своих военнослужащих, которые займутся координацией работы создаваемого миротворческого контингента. Все эти мероприятия могут занять весьма продолжительное время, в то время как ситуация в секторе Газа продолжает оставаться крайне напряженной и требует незамедлительных действий.
Есть серьезные сомнения и в том, что администрация ХАМАС добровольно откажется от власти. Уже сейчас звучат заявления функционеров и полевых командиров ХАМАС, что вопрос о передаче власти ими кому-либо может обсуждаться лишь после признания Израилем Государства Палестина. В этих условиях говорить о самороспуске ХАМАС и, по сути, его капитуляции, явно преждевременно.
Также под большим вопросом начало этапа восстановления жилого фонда, инфраструктуры, систем жизнеобеспечения сектора Газа. Остается неясным: кто, когда, на чьи деньги (инвестиции) будет восстанавливать Газу? Кто будет контролировать распределение гуманитарной помощи, отвечать за безопасность, поддержание порядка в секторе на переходный период? Создание здесь обещанной Трампом ближневосточной "Ривьеры" выглядит как мифический прожект из далекого будущего.
К тому же, план Трампа не устраняет причин почти векового палестино-израильского конфликта и не выдвигает вариантов мирного и справедливого решения палестинской проблемы. В плане Трампа лишь вскользь упоминается в общих словах государственность палестинцев. Как известно, Трамп целиком поддерживает жесткую позицию правительства Нетаньяху по исключению из современной повестки дня обсуждения вопроса о Государстве Палестина. В Иерусалиме считают, что на данном этапе любое палестинское государственное образование неизбежно окажется под контролем палестинских радикалов и будет представлять собой террористическую угрозу национальной безопасности Израилю. Более того, Нетаньяху и его окружение убеждены, что гипотетическое палестинское государство станет марионеткой враждебных Израилю внешних сил, в первую очередь, Тегерана. Не случайно, Д. Трамп выступил с критикой в отношении лидеров ряда западных государств, признавших Государство Палестина в ходе заседаний 80-й сессии ГА ООН в сентябре 2025 года.
Таким образом, гарантий поэтапного выполнения всех 20 пунктов плана Трампа никто дать не может. Мир в Газе пока выглядит очень хрупким и неустойчивым. Не исключено, что сделка может ограничиться обменом заложников, тел умерших израильтян и заключенных-палестинцев. Существует серьезная угроза саботажа сторонами конфликта достигнутых ранее договоренностей, что неизбежно приведет к нарушению режима прекращения огня и возобновлению боевых действий. Многое будет зависеть от степени позитивного влияния посредников этого конфликта на противоборствующие стороны: Вашингтона на Иерусалим, а Каира, Дохи и Анкары на ХАМАС.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук