Приглашение заинтересованных читателей к публичному обсуждению важных тем является своевременной и целесообразной формой широкого обмена мнениями, позволяющей сформировать в курдской общественности правильный вектор оценки тех или иных событий и фактов касательно курдского вопроса.
Основные участники обсуждения, очевидно, пытались определить наиболее плодотворный и разумный для курдского народа вариант политического решения самых острых проблем в Ираке, однако воздержались, видимо, от констатации прямого и согласованного ответа на поставленный вопрос.
Возвращаясь к теме о перспективах независимости Южного Курдистана, хотел бы внести некоторую ясность и, как говориться, предложить называть строго определенные "вещи" своими именами, даже в том случае, если правда оказывается несколько нелицеприятной. Логика аналитического суждения требует высокой степени объективности, не допускающей недосказанности и двойных толкований по конкретным вопросам.
Все здравомыслящие люди понимают, что Южный Курдистан –это лишь условно и временно независимое административно-территориальное образование, автономное "существование" которого внутри иракского государства формально опирается на наскоро "сколоченную" и "качающуюся" Конституцию, утвердившую якобы универсальное для всех ведущих субъектов – арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов - единое федеральное правление.
Несмотря на впечатляющие достижения Южного Курдистана в социально-экономической сфере, не стоит слишком преувеличивать возможности региона и не признавать относительность столь высоких результатов. Ведь сравнение сегодняшних показателей с полной разрухой периода диктатуры и террора Саддама Хусейна не совсем корректно со всех точек зрения.
С 2003 года, после завершения американской "шоковой терапии", в Ираке началась "послеоперационная реабилитация", которая была назначена к применению международной командой "коалиционной скорой помощи".
Южный Курдистан стал ускоренно набирать силы и восстанавливать как общественно-политический, так и социально-экономический потенциал территориально урезанного региона.
Однако, образно выражаясь, Южный Курдистан пока прочно стоит на временных и арендованных у Багдада "костылях", не имея системы надежной страховки и безопасности.
Надо отметить, что другие "пациенты", к сожалению, очень тяжело выходят из состояния "клинического шока" на фоне обострения у них старых "хронических заболеваний". Поэтому, несмотря на наличие намного более весомых экономических возможностей и существенного промышленного задела для успешного макроэкономического развития, Багдад лихорадочно трясет от сильной общественно-политической и социально-экономической вибрации.
Чем дольше будет продолжаться период "послеоперационной реабилитации" в стране, тем сильнее будут обостряться отношения между "больным" Багдадом и "здоровым" Эрбилем. Никто не может гарантировать переход иракского государства в нормально функционирующее состояние в условиях неутихающей, бесконечной межнациональной и межконфессиональной борьбы между арабами-шиитами и арабами-суннитами.
Курды хотели бы, но не могут и не будут верить Багдадскому правительству, независимо от личности и политической лояльности премьер-министров. Курдский народ лучше всех других знает, к чему приводит наивная вера в порядочность и справедливость чужих правящих партий и государственных вождей.
В иракском государстве Южный Курдистан никогда не избавится от постоянной угрозы смены режима и конституции страны в ущерб курдской автономии. Курдский народ не может жить спокойно, лишь надеясь на некую виртуальную помощь "Группы друзей".
Некоторые члены международного сообщества, выражающие свою твердую поддержку целостности и единству Ирака, будут придерживаться излюбленного принципа невмешательства во внутренние дела государств, если завтра иракский правящий режим лишит Южный Курдистан автономии и продолжит старую политику дискриминации и угнетения курдского народа.
Южный Курдистан не должен более и не будет оставаться заложником внутриполитической межарабской войны. Надо выходить из состава Ирака, полностью восстановив территориальную целостность региона в соответствии с правом курдского народа на самоопределение в форме независимого государства, даже если для этого надо будет применить "хирургические" способы отделения с использованием "американской технологии".
Президент Южного Курдистана во время продолжающегося официального визита в США, как известно, был принят на высочайшем уровне и по самым высоким стандартам дипломатического протокола, что косвенно свидетельствует об очень тесном двустороннем сотрудничестве и серьезных договоренностях сторон. На фоне проваливающейся иракской общенациональной конференции, проведение которой якобы может привести к урегулированию сверх напряженной ситуации в Ираке, хорошие новости из Вашингтона будут очень кстати для курдского народа.