На протяжении последних десятилетий власти Исламской Республики Иран, опираясь на шиитские общины региона, выстраивали на Ближнем Востоке сеть лояльных Тегерану режимов и вооруженных формирований — в Палестине, Ираке, Сирии, Ливане, Йемене. Появились даже такие броские названия как "шиитская дуга", "шиитский полумесяц" или "ось сопротивления" (Израилю и США). В Вашингтоне, Иерусалиме, ряде арабских столиц с настороженностью относились к этому процессу и расценивали его как попытку экспансии Тегерана на Арабском Востоке. Иранское руководство при этом не скрывало, что главной его целью является сплочение всех мусульман региона под эгидой Тегерана для уничтожения "сионистского образования", т.е. Государства Израиль.
Не случайно, особенностью очередного масштабного вооруженного конфликта Израиля с радикальными палестинскими группировками в секторе Газа после событий 7 октября 2023 года стала попытка создания широкого антиизраильского фронта в регионе за счет подключения к атакам на еврейское государство негосударственных группировок исламистов из соседних арабских стран. К их числу относятся, прежде всего, ливанская военно-политическая группировка шиитов "Хизбалла" ("партия Аллаха") и йеменская военная группировка хуситов "Ансар Аллах" ("сторонники Аллаха"). Именно они и составили вместе с палестинскими радикалами так называемую "ось сопротивления" Израилю и США.
До свержения режима Башара Асада 8 декабря 2024 г. в Сирии дислоцировались, помимо формирований ливанской "Хизбаллы", отряды наемников-шиитов из Афганистана, Пакистана, Йемена и Ирака. В самом Ираке Тегераном были созданы прокси-силы в лице неправительственных военных группировок "Организация Бадра", "Асаиб Ахль аль-Хак", "Катаиб Хезболла", "Бригады имама Али", "Сарайя Хорасани" и других им подобных. Часть из них позже объединилась в зонтичную организацию "Хашд аш-Шааби" и была интегрирована в силовые структуры страны. Имеются и подпольные проиранские организации в шиитских общинах Бахрейна, Саудовской Аравии других арабских стран. Все они так или иначе тоже считались важной частью "оси сопротивления".
Серьезный удар по этому шиитскому проекту был нанесен сменой режима в Дамаске, когда не только все проиранские шиитские силы вынуждены были покинуть Сирию, но и прервалось сухопутное и воздушное сообщение Ирана с ливанской "Хизбалллой".
К моменту нападения ХАМАС на Израиль в октябре 2023 года "ось сопротивления" смогла с помощью Ирана создать формирования боевиков, общей численностью свыше 200 тысяч человек, оснащенных довольно мощным арсеналом минометов, реактивных установок залпового огня, ракет различного класса, противотанковых управляемых снарядов (ПТУРС), переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), ударных дронов и прочего современного оружия. Часть вооружений и боеприпасов к ним боевики получали по нелегальным каналам (тоннели на египетской границе, морские суда вдоль йеменского побережья), а часть - изготавливали самостоятельно. Эти неправительственные группировки представляли собой все большую угрозу не только Израилю, но и своим центральным властям.
С началом военной операции Израиля "Железные мечи" в секторе Газа "ось сопротивления", как и ожидалось, резко активизировалась. Уже 8 октября 2023 г. "Хизбалла" атаковала израильскую границу и начала обстреливать населенные пункты на севере Израиля. ЦАХАЛ предпринял ответные меры, нанося авиаудары по скоплению боевиков группировки, уничтожая военную технику и оружие "Хизбаллы".
Многомесячные обстрелы территории Израиля боевиками "Хизбаллы" и ответные удары ЦАХАЛ по позициям этой группировки завершились вторжением израильской армии в ночь на 1 октября 2024 г. на юг Ливана и проведением там масштабной наземной операции "Стрелы севера". В результате "Хизбалла" понесла значительные потери в живой силе, боевой технике и вооружении и вынуждена была не только пойти на прекращение огня, но и вывела свои воинские формирования из Сирии.
27 ноября 2024 г. было достигнуто соответствующее соглашение, в соответствии с которым вооруженные отряды и инфраструктура "Хизбаллы" выводились с юга Ливана к северу от реки Литани. Регулярная армия Ливана брала на себя обязательство установить контроль за южными районами страны вдоль всей границы с Израилем, который, свою очередь, обязывался вывести все свои войска с юга Ливана. Контроль за ливано-израильской границей помимо ливанской армии возлагался и на миротворческий контингент ООН. Совет Безопасности ООН в конце августа 2025 гола единогласным решением продлил мандат Временных сил ООН в Ливане /ВСООНЛ/ еще на год, т.е. до 31 декабря 2026 года.
Несколько позже Израилю и его союзникам в лице США и Великобритании удалось заметно ослабить и йеменскую группировку "Ансар Аллах", боевики которой применяли беспилотники и баллистические ракеты для ударов по территории Израиля, и одновременно организовали блокаду Красного моря и Аденского залива в отношении морских судов Израиля и связанных с ним стран. ВВС США и Великобритании нанесли мощные ракетно-бомбовые удары по позициям, базам и скоплениям боевиков "Ансар Аллах". ЦАХАЛ также регулярно наносит удары баллистическими ракетами и своими ВВС по военным объектам хуситов. Так, в конце августа 2025 года в результате серии израильских авиаударов по столице Йемена Сане были убиты глава правительства хуситов Ахмед Галеб ар-Рахави, несколько членов его кабинета, министр обороны Мухаммед Насер аль-Атыфи и начальник штаба хуситов Мухаммад Абдель Карим аль-Гамари. И, хотя безопасность судоходства в районе Аденского залива и Красного моря полностью пока еще не обеспечена, и эпизодически со стороны Йемена в сторону Израиля запускаются ракеты средней дальности, как таковую угрозу еврейскому государству с этого направления удалось ликвидировать.
В целом, можно констатировать, что, создать единый антиизраильский фронт в регионе не удалось. Сама ИРИ, как спонсор и куратор этого проекта, оказалась существенно ослабленной после ударов Израиля и США по ее стратегически важным объектам и уже не в состоянии оказывать дальнейшую эффективную военную и другую помощь своим прокси-силам в регионе. Как результат, военное поражение ливанской "Хизбаллы", свержение режима Башара Асада в Сирии, ослабление группировки йеменских хуситов. Близка к завершению военная операция ЦАХАЛ в секторе Газа с целью окончательного разгрома боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (последний запрещен в РФ). По сообщениям израильских источников, уже уничтожено до 90 % боевиков и военной инфраструктуры палестинских радикалов в Газе. Не исключается в соответствии с планом Трампа разоружение оставшихся в Газе боевиков, передача власти в секторе Газа местным нейтральным органам самоуправления или международным силам.
Вряд ли ослабление "оси сопротивления" Израилю можно считать победой Иерусалима и новым этапом в развитии общей ситуации на Ближнем Востоке. Все коренные противоречия между Израилем и палестинцами и Израилем и Ираном сохраняются. Вашингтон и Иерусалим даже не затрагивают вопрос о возможном создании Государства Палестина и его признании в будущем. Правительство Нетаньяху не скрывает, что никакого нового (23-го) арабского государства не будет. Якобы эксперимент с Газой показал, что любое палестинское образование неизбежно радикализуется и станет представлять собой угрозу национальной безопасности Израилю. Более того, Иерусалим убежден в том, что такое государство станет марионеткой в руках враждебных Израилю внешних сил.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович