Россией негласно провозглашена смена ракурса - с Европы на Восток. Многие эксперты сходятся во мнении, что ракурс этот имеет китайский и среднеазиатский акцент, в связи с чем актуально сегодня рассмотреть пятерку стран региона - Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. А дебютирует серию - Казахстан - современный катализатор стран "Европа-Россия-Китай", перспективный региональный игрок, имеющий все шансы стать активным участником мировых процессов.
Золотой сердцевиной региона сегодня можно назвать Казахстан как центр всего евразийского континента. Это самое большое в мире государство, находящееся между крупнейшими государственными образованиями континента, богато нефтью, газом и другими энергетическими и минеральными ресурсами.
Первостепенное преимущество Казахстана, на котором зиждется его многовекторная политика в формате современных реалий - транзитный потенциал, который проявляет себя в "трех слонах" республики:
1) Развитая сеть транспортных и логистических путей (Казахстан находится на перекрестке основных транспортных узлов, между крупнейшими государственными образованиями евразийского континента).
2) Человеческий потенциал (17- миллионное население).
3) Конкурентоспособная экономика (за последние 20 лет ВВП на душу населения Казахстана увеличился в 18 раз, достиг уровня стран Центральной и Восточной Европы, а объем внешней торговли достиг $120 млрд).
В статье будут сыграны две партии
"Россия – Казахстан – Европа"
"Китай – Казахстан – Россия"
Казахстану, как мастеру шахматной доски, важно поддерживать баланс во взаимодействии стран.
I. "У Казахстана с Россией семь с половиной тысяч километров границы. Это еще с царских времен"
Как отметил Нурсултан Назарбаев: "Казахстан связывает с Россией 7500 километров границы". И это еще не все.
Доля двустороннего торгового оборота составляет около 20% от общего объема внешней торговли РК. При этом наблюдается сокращение: за 2014 г. товарооборот между РК и РФ составил $18,9 млрд. и по сравнению с 2013 г. ($23,84 млрд) сократился на 20,7%. Экспорт составил $5,17 млрд. (снизился на 11,9%), импорт составил $13,73 млрд. (сократился на 23,6%).
Причин сокращения объема взаимного товарооборота две:
- снижение поставок экспортной продукции Казахстана в связи с понижением темпов экономического роста в РФ
- уменьшение объемов импорта в связи с корректировкой обменного курса тенге в начале 2014 г.
Что же еще объединяет Россию и Казахстан? Участие в единых международных организациях: ШОС, КСОР, ЕАЭС, ОДКБ, ВТО и др. Особенно остановимся на ЕАЭС и ВТО. В июне 2014 года Россия, Казахстан и Белоруссия, входящие в российский таможенный союз, по инициативе Кремля подписали соглашение о создании Евразийского экономического союза, к которому присоединились позже Армения и Киргизия. Организация объединяет 175 млн человек с общим объемом экономики 2 трлн долл. Этот союз начал функционировать в январе этого года, и стал безусловным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность Казахстана. На территории Таможенного союза предусмотрено свободное передвижение капитала, рабочей силы, бизнеса. А это означает, что, создав предприятие в Казахстане, зарубежные (в том числе европейские) товары будут свободно передвигаться по всей территории ЕАЭС и в том числе, по России.
Подробнее стоит остановиться и на Всемирной Торговой Организации. В ВТО Казахстан вступил 27 июля и стал 162 участником (Россия -156 участник, вступивший в 2012 году). Мнения в связи с этим событием различны. В особенности, активно обсуждается возможное влияние на Россию и ЕАЭС.
"Белые фигуры" партии - российская сторона в лице главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева считает, что ЕАЭС может пострадать от присоединения. И камнем преткновения в перспективе станет Единый Таможенный Тариф (ЕТТ). Тарифный уровень, установленный ВТО для Казахстана, ниже, чем в ЕАЭС. Министр сказал, что предстоит следить, чтобы через казахскую границу в ЕАЭС не хлынул поток продукции из третьих стран и не нарушил установленные условия торговли.
Иное мнение имеет глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, который считает, что вступление Казахстана в ВТО несет в себе выгоды для России: "Это серьезный шаг к унификации внешней торговой политики ТС и последующей интеграции Таможенного союза в систему соглашений ВТО. Это повышение предсказуемости взаимной торговли РФ и Казахстана в сферах, которые не регулируются соглашением об экономическом союзе. Наконец, это подтверждение международно-правовой устойчивости союза, в котором теперь все участники, кроме Беларуси, являются членами ВТО".
"Черные фигуры" партии - казахстанская сторона - в лице министра иностранных дел Ерлана Идрисова считает, что вступление республики в организацию окажет исключительно положительное влияние не только на экономику Казахстана, но и на Россию: "Мы считаем, что вступление Казахстана в ВТО привнесет новое качество в нашу интеграционную работу в рамках Евразийского экономического союза", – пояснил министр. "Россия – уже член ВТО, Кыргызстан и Армения – тоже члены ВТО. Теперь Казахстан – экономика номер два на постсоветском пространстве – становится членом ВТО. Это значит, что согласованные в глобальном масштабе торговые правила будут широко применяться как основа нашей работы в рамках ЕАЭС". В любом случае, важно, чтобы вступление Казахстана в ВТО не несло никаких потерь для стран-участников ЕАЭС и не противоречило согласованным таможенным тарифам.
Еще один совместный проект, который недавно получил свое продолжение связан с космической сферой - Космический проект "Байтререк"Суть проекта в эффективном едином космическом сотрудничестве, а именно создании на Байконуре технической базы для запуска экологических ракет-носителей взамен использующей токсичные компоненты топлива ракеты "Протон". Идея стартовала в 2004 году, и по словам главы Роскосмоса Игоря Комарова к концу нынешнего года должно быть предпринято единое решение. Примечательно, что создание ракетно-космического комплекса "Байтерек" является наиболее крупным совместным проектом Республики Казахстан и Российской Федерации на всем постсоветском пространстве.
II. Китай - Казахстан - Россия
В современных казахстанско-китайских отношениях большинство проектов зиждется на глобальном проекте "Шелкового пути", в котором Казахстан является важнейшим для его реализации евразийским государством. Республикой уже построено более 1250 км железных дорог, благодаря которым сообщение с Западным Китаем удалось сократить на тысячу километров. Безусловно, проект "Шелкового пути", презентованный в Казахстане, имеет ряд препятствий (прежде всего, проамериканские "крестики-нолики"). Однако, "Путь" имеет статус стратегического, приоритетного и национального для Китая, в который китайской стороной вложено $40 млрд. А это уже гарант того, что рано или поздно, с препятствиями или нет, проект будет реализован.
Кроме того, в декабре 2014 года Китай и Казахстан подписали около 30 соглашений по проектам постройки автомобильных и железных дорог на сумму более $10 млрд. В феврале этого года заработал железнодорожный маршрут по доставке грузов из Ляньюньгана в Казахстан. В ближайшее время ускорится ход поезда Чунцин-Дюссельдорф, который проходит по территории Казахстана, России, Белоруссии и Польши: время в дороге сократится с двух недель до десяти дней.
"Дочка Шелкового пути" - проект "Морского пути" - откроет дополнительные выходы к морю. Проект стратегически соединит Китай и страны Персидского залива, через транзиты Средней Азии и Индийского океана. Результат - крупнейший в мире экономический коридор, объем которого составит $ 21 трлн., охватывающий население в 4,5 млрд. человек (почти половина человечества!).
Еще один связующий элемент - "Новый шелковый путь" – беспрецедентный по масштабам инфраструктурный проект, инициированный Китаем, выполнение которого приведет к значительному ускорению и удешевлению доставки в Европу китайских товаров через Азию и Кавказ.
Предполагается, что он позволит не только утроить перевозку грузов (до 50 млн тонн только из Казахстана), но и существенно укрепить экономики стран Средней Азии. Директор Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента РК Султан Акимбеков отметил, что Стратегическая инициатива Китая о строительстве транспортного коридора "Нового Шелкового пути" откроет для казахстанской продукции доступ на мировые рынки и принесет большие экономические выгоды. И здесь важно отметить непосредственную связь с Россией. Петр Акопов (газета Взгляд) пишет: "Новый шелковый путь", официальное название которого "Один пояс – Один путь", как раз и призван обеспечить связку Китая и Европы – как через Среднюю Азию, так и через Россию. "Шелковый путь" будет идти тремя маршрутами – два наземных и один морской (это, не считая еще потенциального арктического – который обсуждают Россия и Китай). Он тоже касается России – потому что с образованием Евразийского союза как минимум два государства Средней Азии уже оказываются в одном пространстве с нами".
Таким образом, в своих многочисленных проектах Казахстан полностью реализует свой главный потенциал – транзитный, создавая железнодорожные пути и обеспечивая транспортную инфраструктуру глобальных международных проектов. Казахстан становится важнейшим геополитическим игроком, связующим звеном между Россией и Европой (что важно в напряженное время двухсторонних отношений) и Россией и Китаем (дополнительное стратегическое партнерство двух стран). При совокупности проектов важно, чтобы многовекторная политика Казахстана с остальными регионами мира не противоречила взаимодействию с Россией и ЕАЭС. Ведь, как и в шахматах, быть хорошим игроком недостаточно, важно еще и хорошо играть. А этого Казахстан сможет добиться, сохранив баланс в отношениях с Россией, Китаем и Европой.
Джамиля Кочоян, ИА REXhttp://www.iarex.ru/articles/51940.html
Теги: Джамиля Кочоян, Россия, Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Китай