Трагические события "арабской весны" 2011 года и последующих лет привели к разрушению государственности Сирии, Ирака, Ливии, Йемена, погрузили эти страны на долгие годы в атмосферу гражданских войн, хаоса и насилия и, тем самым, создали условия для активизации на Ближнем Востоке сил радикального ислама. Уже к лету 2014 года на оккупированных боевиками "Исламского государства" (ДАИШ) территориях Сирии и Ирака было провозглашено террористическое псевдогосударство - Исламский халифат. Центральные правительства в Багдаде и Дамаске не смогли дать достойного отпора захватчикам-джихадистам, поскольку их армии оказались деморализованы и существенно ослабли в ходе внутриарабских гражданских войн. Над многими этническими и религиозными группами региона нависла угроза физического уничтожения и рабства. В этот период именно курды встали на пути боевиков ДАИШ и "Джабга ан-Нусра" и смогли не только героически отстоять районы своего традиционного проживания, но и принять участие в освобождении от террористов прилегающих территорий Сирии и Ирака. Курды продемонстрировали всему миру высокий моральный дух, сплоченность, присущие им мужество и отвагу, верность традициям великих курдских полководцев - Салах эд-Дина и Мустафы Барзани.
Мировое сообщество по достоинству оценило роль и значение курдов в стабилизации ситуации в Сирии и Ираке и, в целом, в решении проблем региональной безопасности. Было признано, что курдские ополченцы защитили нашу цивилизацию от нашествия орд террористов-джихадистов, хлынувших в Сирию и Ирак со всего мира. И, если курдская проблема долгое время была в тени других региональных проблем, в первую очередь, палестинской, то активное участие курдов в борьбе с силами международного терроризма заставило мировое сообщество вновь обратить внимание на судьбу этого многочисленного народа, до сих пор не имеющего своей государственности.
Как известно, 40-миллионный курдский народ со своей, более чем тысячелетней, историей представляет собой совокупность многочисленных племенных групп, расселенных главным образом в районах гор среднего и северного Загроса и в верховьях рек Тигр и Евфрат – в регионе, условно называемом Курдистаном (страной курдов). Несмотря на то, что в свое время существовали курдские княжества, эмираты, королевства и республики, к настоящему времени курдских национальных государств не существует. Главной причиной этому послужила колониальная политика стран-победителей в Первой мировой войне. При разделе территорий бывшей Османской империи и создании Францией и Великобританией в 1921-26 гг. новых государств в регионе интересы курдского народа учтены не были и волею великих держав он оказался на положении национальных меньшинств в Турции, Ираке и Сирии. Руководители этих стран, как и соседнего Ирана, изначально взяли курс на насильственную ассимиляцию курдов и их всяческое притеснение. Повсеместно запрещались курдский язык, курдские партии и общественные организации, курды оставались на положении изгоев или граждан "второго сорта" у себя на родине, нормой стали массовые депортации курдов, лишение их гражданства, заселение лучших курдских земель турками, арабами, персами. Курдское национальное движение и восстания жестоко подавлялись центральными властями, вплоть до применения против мирного населения химического оружия во времена правления Саддама Хусейна в Ираке (г. Халабджа, 1988 год). Турецкие власти долгое время называли курдов "горными турками", сирийское баасистское правительство лишило гражданства свыше ста тысяч курдов. Тем не менее, курдам, как самобытному этносу, удалось не только сохраниться, но и занять свое достойное место в политической и общественной жизни стран пребывания. Сегодня основная масса курдов проживает в Турции (20 млн), Иране (9 млн), Ираке (6 млн) и Сирии (3 млн). Имеются также курдские общины в странах ЕС, России, Казахстане, Армении, Грузии, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран.
Оригинальная по своему богатству и разнообразию форм народная культура курдов отражает их этническое своеобразие, свободолюбие и упорное нежелание подчиняться чужой власти в любой форме. У курдов существует глубокая связь национальной идентичности с чувством любви к своей исторической родине. Подавляющее число курдов на уровне вековой мечты и национальной идеи никогда не откажется от создания своего независимого курдского государства.
К сегодняшнему времени наибольших успехов в своем самоопределении добились иракские курды. Согласно новой конституции Ирака они создали в четырех северных провинциях страны (Эрбиль, Дахук, Сулеймания, Халабджа) субъект федерации с самыми широкими правами и полномочиями. Столицей Иракского Курдистана стал г.Эрбиль, у курдского региона имеются флаг, гимн, конституция, свод региональных законов, парламент, президент, правительство, другие органы законодательной и исполнительной власти, судебная система, спецслужбы, полиция, таможня, пограничные КПП, вооруженные силы (бригады "пешмерга"), несколько десятков партий и сотни общественных организаций. Все местные этносы и религиозные группы представлены в региональном парламенте. Иракский Курдистан успешно осуществляет внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, функционируют два международных аэропорта, в регионе аккредитовано свыше 35 иностранных дипломатических представительств, сотни иностранных фирм и кампаний, включая "Газпромнефть" и другие российские. С 2007 г. в регионе работает Генеральное консульство Российской Федерации, курдские студенты обучаются в российских ВУЗах.
Иракский Курдистан в постсаддамовский период превратился как бы в оазис стабильности и благополучия на фоне враждующих между собой центральных и южных арабских провинций. В регионе быстрыми темпами восстанавливаются инфраструктура, экономика, энергетика, сельское хозяйство, жилой сектор, возвращаются ранее насильно перемещенные жители и беженцы. Налажены взаимовыгодные торгово-экономические отношения с Турцией, Ираном и другими странами. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани и бывший президент Ирака Джалаль Талабани играли важную посредническую роль в преодолении вражды между арабами-шиитами и суннитами, локализации межарабских правительственных кризисов в Ираке и формировании центральных коалиционных органов власти. Однако, развязанная правительством Нури аль-Малики кампания дебаасизации страны привела к масштабным чисткам и репрессиям среди арабов-суннитов, нормой стали судебные и внесудебные расправы над суннитской оппозицией, взрывы суннитских мечетей, карательные акции шиитских "эскадронов смерти".
Эти действия новых иракских властей спровоцировали антиправительственные акции в суннитской общине, вынудили бывших военнослужащих и членов партии Баас создавать отряды сопротивления и перейти к партизанским и террористическим методам борьбы с шиитским правительством. Как следствие, летом 2014 года несколько суннитских провинций восстало и, по сути, поддержало вторжение в страну бандформирований "Исламского государства" (ДАИШ) из соседней Сирии. Наскоро сколоченная иракская армия оказалась неспособной отразить эту агрессию, в панике бежала, бросив на складах и в военных городках арсеналы тяжелых вооружений и боевой техники. В руках террористов оказался стратегически важный крупный город на севере страны - Мосул, десятки других городов и населенных пунктов, включая г.Синджар, где проживали, в основном, курды-езиды. Возникла реальная угроза дальнейшего наступления банд исламистов на север страны в направлении Киркука и Эрбиля. Центральные власти пребывали в растерянности и не смогли защитить население своих северных провинций от агрессии и геноцида джихадистов ДАИШ. Объективно, курдские бригады "пешмерга" остались в тот период единственной военной силой, которая смогла остановить дальнейшее наступление исламистов на севере страны. Более того, при поддержке ВВС западной коалиции курды существенно потеснили боевиков ДАИШ, освободили г. Синджар и многие другие населенные пункты. Благодаря успешным действиям курдских воинов был освобожден и г. Мосул. В битве за него курды сыграли весьма важную роль. Так, командир эскадрильи истребителей-бомбардировщиков "F-16" ВВС Ирака майор Мухаммед Анвар лично совершил более 150 боевых вылетов, в ходе которых успешно поражал наземные цели и позиции боевиков ДАИШ на Мосульском направлении. 31-летний пилот-курд из Эрбиля стал первым летчиком Ирака, освоившим эти современные самолеты. Свыше двух тысяч бойцов "пешмерга" отдали жизни за свою историческую родину и своих близких.
Независимо от сроков окончательного изгнания боевиков ДАИШ из Ирака, правящее арабо-шиитское большинство в Багдаде пока не может вернуть к себе доверие со стороны арабов-суннитов и курдов. Сказывается большое влияние на багдадские власти со стороны иранских шиитских фундаменталистов. Большинство договоренностей и соглашений между Багдадом и Эрбилем саботируется центральным правительством. Даже часть патриотически настроенных арабов-шиитов во главе с авторитетным духовным лидером Муктадой ас-Садром требуют отставки правительства и проведения новых парламентских выборов. Есть серьезные основания ожидать продолжения вооруженного противостояния в стране между арабами-шиитами и суннитами, а также попыток возврата Багдада к шантажу и силовому решению курдского вопроса.
В этих реально сложившихся условиях руководство и общественность Иракского Курдистана вынуждены проводить 25 сентября 2017 года референдум о независимости региона и создании суверенного курдского государства. Курды с оружием в руках смогли защитить свои исконные земли от банд международных террористов и теперь по праву могут самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Именно сами курды должны определять свой будущий государственный статус и форму управления своими регионами.
Есть определенная уверенность, что подавляющее большинство иракских курдов выскажется за осуществление своей вековой мечты - обретения полной независимости. Если бы центральные власти Ирака и других стран с курдскими районами смогли гарантировать курдам равные права и свободы с титульными нациями (арабами, турками, персами), включая права на местное самоуправление, использование курдского языка и равное представительство в центральных органах власти, то курды, скорее всего, могли бы и дальше оставаться в составе существующих государств. Ведь курды не являются экстремистами, сепаратистами и в силу своей политической, национальной и конфессиональной толерантности могут прекрасно сотрудничать с другими группами населения. Более того, на примере Ирака и Сирии, курды могли бы стать связующим звеном и стержнем в будущих многонациональных государствах и выступать посредниками в разрешении межарабских споров.
Однако, никто не вправе навязывать курдам моделей их будущего самоопределения и они в состоянии сами решить, как им удобнее и безопаснее дальше жить: национальная автономия или субъект федерации в составе какого-либо государства, самостоятельное государство, член конфедерации и т.д. Власти Ирака, Сирии, Ирана и Турции должны с пониманием отнестись к законным требованиям своих курдских меньшинств и обеспечить им мирное самоопределение с перспективой сохранения с ними добрососедских, взаимовыгодных отношений и долговременного сотрудничества в сфере региональной безопасности.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Исламское Государство, Сирия, Ирак, Джабга ан-Нусра, Иракский Курдистан, Курдистан, шииты, сунниты, курды, Независимость Курдистана, референдум