Курдистан — это обширный регион в Западной Азии, большая часть которого находится в пределах Османской империи, а часть — под управлением Ирана. Название региона происходит от курдского народа, который составляет его основное население.
В административно-политическом делении данное название не используется, поскольку существуют отдельные провинции Курдистан в Османской империи и Иране, практически охватывающие его территорию. Точные границы Курдистана определить сложно, так как курды проживают рассредоточено и часто соседствуют с другими этническими группами.
Тем не менее, можно приблизительно очертить границы региона:
Курдистан простирается от устья озёр Урмия и Ван до истоков рек Карха и Дияла, а также течения Тигра. На северо-западе его граница следует течению Тигра и достигает реки Карасу, впадающей в Евфрат, затем поднимается на север до линии водораздела, отделяющей бассейн реки Аракс от бассейнов Евфрата и Тигра.
Территориально, в пределах Османской империи, Курдистан охватывает большую часть вилайета Мосул (то есть области к западу от Тигра), провинции Ван и Битлис, а также часть провинций Диярбекир и Мамуретюлазиз, и Дерсимский санджак. В Иране он включает часть провинции Курдистан и юго-западную часть провинции Азербайджан.
Географически Курдистан граничит с Азербайджаном на северо-востоке, с Персидским Ираком на востоке, с Лористаном и Арабским Ираком на юге, с Джазирой на юго-западе и с Анатолией на северо-западе. В этих пределах он располагается между 34° и 39° северной широты и 37° и 46° восточной долготы, имея форму большой выпуклой области, напоминающей грушу, с заострённой частью, направленной на северо-запад.
Максимальная протяжённость Курдистана от западной точки рек Карасу и Мурад, образующих Евфрат, до границы с Лористаном составляет около 900 километров, а ширина варьируется от 100 до 200 километров.
Однако курды проживают не только на территории Курдистана. Многие курдские племена расселены в северной части Джазиры, в районах Дамаска и Алеппо, по всей Анатолии, в закавказских провинциях, подчинённых России, а также в различных частях Ирана (включая Хорасан), Афганистане и Белуджистане.
На территории самого Курдистана также проживают представители других народов, включая арабов, персов и турок. Луры, населяющие Луристан, являются близкородственным курдам народом, однако между ними существуют различия в языке и менталитете. По этой причине луры не считают себя курдами, и сами курды не признают их таковыми.
Общая численность курдов оценивается примерно в два с половиной миллиона человек. Из них около полутора миллионов проживают в Османской империи, 750 тысяч — в Иране, 13 тысяч — в Закавказской губернии России, а остальные — в Афганистане, Белуджистане и других регионах.
Ландшафт Курдистана преимущественно гористый и холмистый, лишь в долинах встречаются узкие равнины.
Наиболее ровная часть Курдистана расположена в Иране, включая районы Шахри-Зор и Сулеймание. Здесь горы ниже, долины шире, а также встречаются обширные равнины. Самыми суровыми местностями являются горные массивы на севере, образующие природную границу между Каспийским морем и Персидским заливом.
Однако здесь можно встретить живописные плато и предгорья, покрытые лесами и пастбищами, а также плодородные долины, пригодные для сельского хозяйства.
Горы, расположенные на границе Османской империи и Ирана, образуют несколько хребтов, протянувшихся с северо-запада на юго-восток. Они встречаются реже, но в большинстве своём представляют собой скалистые, практически неприступные возвышенности, делающие этот район одним из самых труднодоступных в регионе.
В Курдистане протекает множество рек. Здесь берут своё начало река Мурад (крупнейший приток Евфрата) и Тигр. С севера в Тигр впадает река Батман, а также реки Битлис, Сиирт, Хабур, Заби-Ула, Заби-Эсфал, Эдхем и Дияла, текущие на юго-запад. Эти реки собирают воды множества небольших притоков, стекающих с гор Курдистана.
Только река Катур на севере Иранского Курдистана впадает в Аракс, который в свою очередь впадает в Каспийское море, однако многие его притоки несут свои воды в озеро Урмия.
В районе озера Ван протекает множество небольших рек и ручьёв.
Климат Курдистана отличается контрастностью. Днём здесь бывает довольно жарко, но в целом климат остаётся холодным, а зимы — продолжительными и суровыми. В горных районах снег лежит по несколько месяцев в году.
Только в низменных районах, прилегающих к долине Тигра, зимы мягкие и комфортные, а летом стоит знойная погода. Летние пастбища на возвышенностях изобилуют сочной растительностью, а некоторые горные массивы покрыты густыми сосновыми лесами.
В нижних частях гор произрастают дубы, каштаны и чинары. Ещё ниже можно встретить посевы ячменя, пшеницы, льна, конопли, кукурузы, табака, винограда и множества фруктовых деревьев. В самых низменных районах выращивают хлопок, рис и другие сельскохозяйственные культуры.
Вместо сахара здесь используют манну — сладкое вещество, получаемое с листьев карликового дуба.
Курдские племена занимаются разведением крупных стад овец, лошадей, верблюдов и коз. В горах обитает множество диких животных, среди которых медведи, кабаны, леопарды, рыси, олени, дикие козы, косули, шакалы, лисы и разнообразная мелкая дичь.
Несмотря на наличие значительных залежей железа, меди, свинца и других полезных ископаемых в северных горных районах, добыча и экспорт этих ресурсов не ведётся. На юге Курдистана разрабатываются месторождения нефти и горючего сланца.
Основные экспортные товары курдов — арахис, фисташки, зерновые культуры, шерсть и мохер.
Поскольку курды ведут кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пастбищ в зависимости от сезона, они не занимаются земледелием. Их основной промысел — животноводство. Они живут на деньги, вырученные от продажи овец и жеребят. Хотя зимой они остаются в своих деревнях, имея дома и земельные угодья, летом большинство покидает постоянные жилища и отправляется в горы со стадами. (такой сезонный уклад жизни у курдов называется zozan – прим. ред.).
Местная промышленность представлена в основном производством ковров, паласов, грубых тканей и войлока. Торговля же сосредоточена преимущественно на продаже и закупке скота.
Транспортное сообщение внутри региона затруднено: передвижение осуществляется с помощью паромных переправ через реки, что весьма обременительно. Зимой переправы полностью прекращают работу на три месяца, что значительно усложняет торговлю и передвижение…
Курды — народ храбрый и воинственный, обладающий выдающимися навыками верховой езды и боевого искусства. Они также проявляют исключительные таланты в области науки, образования и культуры. Известно, что слово "Курд" в персидском языке используется как прилагательное, означающее "храбрый", "героический". В эпосе Шахнаме этот термин встречается именно в таком значении. Предполагается, что это название изначально закрепилось за курдами благодаря их мужеству и воинскому духу.
Большинство курдов исповедуют ислам суннитского направления, принадлежа к шафиитскому мазхабу. Также насчитывается около 50 000 курдов-езидов. Небольшая часть кызылбаши (под кызылбашами подразумевается шиизм – шиитское направление Ислама – ред.).
Среди курдов есть также группы, принадлежащие к несторианским и халдейским общинам (имеется ввиду несторианство и халдейская католическая церковь – прим. ред.). Однако исторически эти группы происходят от халдеев и ассирийцев, которые со временем ассимилировались среди курдов.
Такие крупные города как Диярбекир, Мосул, Багдад, Хамадан и Тебриз, расположены на окраинах Курдистана или за его пределами. Основные города, где преобладает курдское население, — Сулеймание, Киркук, Ревандуз, Эрбиль, Сиирт, Битлис, Ван, Урмия, Керманшах и другие.
В самые ранние зафиксированные историей период курды находились под властью Ассирии. После её распада Курдистан вошёл в состав Мидии, а затем стал частью государства Кайхусрава, в котором курды активно участвовали в военных походах, сражаясь за расширение его границ.
После падения Киянийского государства, а также распада империй Александра Македонского и Парфии, Курдистан оказался под властью Сасанидов. Однако после поражения Сасанидов в битве при Кадисии регион перешёл под контроль Арабского халифата, в составе которого курды приняли ислам.
С ослаблением Аббасидского халифата курдские правители стали создавать свои собственные государства, захватывая крепости в Джазире, Диярбакыре и Мосуле, стремясь установить контроль над регионом. Однако их главной целью не было создание единого курдского государства. (Здесь автор явно лукавит, утверждая, что курды основали свои государства на "исламских землях". Эти территории изначально были курдскими ещё до прихода ислама — прим. ред.)
Одним из самых известных курдских правителей стал Салах ад-Дин (Саладин) Айюби, который основал собственное государство в Египте. Его династия долгие годы правила Дамаском, Халебом (Алеппо), Йеменом и Хиджазом. (На самом деле, в состав Айюбидской империи входили не только эти регионы, но и Палестина, Ирак, Месопотамия, Трансиордания, западная Африка и другие территории — прим. ред.)
В период монгольских завоеваний курды подверглись жестоким преследованиям. (Согласно источникам, во время нашествия Чингисхана и его наследников более 80% населения Ирана и Курдистана было уничтожено. Это опустошило обширные территории, которые впоследствии были заселены туркменскими племенами, кочевавшими ранее в Анатолии. Впоследствии эти племена образовали государства Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу - прим. ред.).
После падения Чингизидов эти территории заселяют кочевые туркменские племена. Затем земли оказываются в составе государства Тимуридов и Ак-Коюнлу. (При поддержке Тимуридов государство Ак-Коюнлу уничтожает Кара-Коюнлу — прим. ред.) Впоследствии эти территории завоевывает Шах Исмаил Сефеви. (Ослабленное феодальными междоусобицами и народными волнениями, государство Ак-Коюнлу в 1501 году было уничтожено Шахом Исмаилом, к которому и перешли все его земли — прим. ред.)
В период войн между османским султаном Селимом I (Явузом) и Шахом Исмаилом курдские суннитские правители при помощи и поддержке знаменитого Идриса Битлиси вошли в состав Османской империи.
(Речь идет о письме султану Селиму, подписанном 23 курдскими правителями, в котором они выразили готовность присоединиться к Османской империи при сохранении их автономного статуса и территорий. Здесь следует развеять миф, распространенный пантуркистами, о якобы завоевании османами Курдистана. На самом деле никакого завоевания не было. В 1514 году, во время Чалдыранской битвы, курды во главе с Идрисом Битлиси встали на сторону османов, в результате чего Сефевиды потерпели поражение. Таким образом, курды освободили Диарбекир и другие части Восточной Анатолии от власти Сефевидов. В благодарность Селим I предоставил курдам налоговые и военные льготы, а также автономный статус, который был официально признан Османской империей. Вхождение курдских княжеств в состав Османской империи носило добровольный характер и имело номинальный статус: курдские князья продолжали управлять своими землями, передавая власть по наследству. Некоторые даже чеканили собственные монеты. Их основной обязанностью перед османами была поддержка воинами и финансами в случае войны. Эта автономная система просуществовала с 1514 года до середины XIX века, когда султан Махмуд II начал централизовать государство. В ходе его реформ Османская империя пережила значительные административные, военные и финансовые преобразования, кульминацией которых стал Указ Танзимата. Тем не менее, вплоть до начала XX века многие курды оставались верны Османской империи. Последнего абсолютного монарха Абдул-Хамида II (правившего с 1876 по 1909 гг.) курды даже называли "Баве Курдан" — "отец курдов" — прим. ред.)
В результате этих событий большая часть Курдистана вошла в состав Османской империи, только восточная осталась под властью Ирана, что было обусловлено религиозной близостью местного курдского населения с шиитским большинством Ирана.
Перевел - Костас Наурос (Kostas Nouros)
Источник - Bitlisname.соm
Перевел с турецкого на русский
Публицист – переводчик
Анаре Барие Бала (Зердеште кал)