Как известно, 29 сентября в ходе встречи с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху в Белом доме президент США Дональд Трамп представил свой план по урегулированию конфликта в секторе Газа, состоящий из 20 пунктов, заявив, что если движение ХАМАС не примет его, то он "позволит Израилю закончить работу". Очевидно, что тем самым Трамп готов дать "зеленый свет" Израилю на решение палестинской проблемы силовым путем.
В общих чертах план предусматривает вывод израильских войск из сектора Газа и приостановку военной операции ЦАХАЛ взамен на освобождение боевиками ХАМАС в течение 72 часов после прекращения огня всех оставшихся заложников, передачу тел погибших, разоружение боевиков, отстранение радикального палестинского движения ХАМАС и родственных ему группировок от власти и последующее восстановление инфраструктуры сектора. Затем предлагается передать эксклав под временное управление технократического аполитичного палестинского органа власти, который. будет ответственен лишь за повседневное функционирование систем жизнеобеспечения, коммунальных служб и муниципалитетов жителей сектора Газы.
Также будут созданы Международные силы стабилизации (ISF), которые займутся обучением и поддержкой палестинских полицейских подразделений, и так называемый "Совет мира" из числа западных экспертов и отставных политиков (один из возможных участников — бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр) под председательством Трампа, которому будет поручен контроль за технократическим правительством в Газе и реализацией реформ.
После вступления в силу данного соглашения в эксклав начнет поступать гуманитарная помощь в полном объеме, но контролировать ее доставку будут не Красный Крест и структуры ООН, а израильские власти. Якобы, восстановление мирной жизни в Газе будет проходить в условиях перспективных инвестиционных предложений от монархий Персидского залива и других мусульманских государств. На территории сектора планируется создать экономическую зону с льготными тарифами и ставками доступа, которые будут согласованы с участвующими странами.
По сути, Трамп предлагает разом разрубить "гордиев узел" этого затянувшегося конфликта, увязав немедленное прекращение огня с обменом израильских заложников и палестинских заключенных (до 2-х тысяч человек), демилитаризацией палестинского анклава и созданием там внешнего механизма управления. Предусматривается также амнистия для боевиков ХАМАС, согласившихся сдать оружие и "отказаться от насилия", а также безопасный эвакуационный коридор для палестинцев, желающих навсегда покинуть сектор Газа.
Пункты 18 и 20 плана предлагают установить диалог между палестинцами и израильтянами для достижения "соглашения о политической перспективе мирного и процветающего сосуществования". В 19-м пункте отдельно сказано о самоопределении и государственности Палестины — США признают это естественным стремлением, но считают, что условия для формирования независимой страны могут сложиться гораздо позже, по мере продвижения плана Трампа. Пока Вашингтон не поддерживает инициатив по признанию Палестины. Очевидно, что Трамп полностью разделяет взгляды правительства Б. Нетаньяху на исключение из повестки дня обсуждение вопроса о признании Государства Палестина. В Иерусалиме твердо придерживаются мнения, что на данном этапе любое палестинское образование может оказаться под контролем радикальных палестинских группировок и будет представлять террористическую угрозу национальной безопасности Израиля. Более того, израильские власти считают, что вероятность превращения палестинского государства в марионетку враждебных Иерусалиму внешних сил, имеется в виду, прежде всего, Иран, весьма велика. Не случайно, недавно состоявшиеся акты формального признания Государства Палестина Австралией, Францией, Канадой, Великобританией и Португалией в Иерусалиме расценили как прямую поддержку террористов.
Мировое сообщество в целом, включая ряд арабских и исламских государств (Египет, Иорданию, Индонезию, Катар, ОАЭ, Пакистан, Саудовскую Аравию и Турцию), выразили поддержку мирному плану Трампа. Они заявили о "позитивном и конструктивном взаимодействии с США и сторонами конфликта для достижения соглашения и его реализации, чтобы гарантировать мир, безопасность и стабильность в регионе". 30 сентября Палестинская национальная администрация (ПНА) под руководством Махмуда Аббаса также выразила поддержку усилиям президента США по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке и способности добиться мира в секторе Газа.
Под давлением Трампа Нетаньяху принес официальные извинения катарским властям за авиаудар ВВС Израиля 9 сентября по лидерам ХАМАС в Дохе и пообещал не допускать подобных атак в будущем. В Вашингтоне считают, что Катар может и дальше играть роль посредника на переговорах с ХАМАС и, в свою очередь, оказывать давление на его руководство в нужном для администрации США ключе. Власти Катара и Египта довели план Трампа до лидеров ХАМАС, которые пока его не отвергли, хотя и выразили сомнения в перспективах его реализации. Документ больше похож не на предложение по мирному урегулированию конфликта, а на ультиматум ХАМАС с целью полной ликвидации этой военно-политической группировки.
Заявление Нетаньяху в ответ на предложение Трампа по Газе также звучит как угроза: "В случае если ХАМАС отвергнет план или примет его, но, по сути, сделает всё возможное, чтобы ему противостоять, то Израиль завершит работу самостоятельно", — отметил Нетаньяху. Трамп, в свою очередь, пригрозил ХАМАС "невиданным адом" в случае срыва предложенного им плана.
Палестинское радикалы не скрывают своих опасений, что после освобождения всех заложников Израиль может форсировать свою военную операцию в секторе Газа. Надо учитывать, что ХАМАС и родственная ей группировка "Исламский джихад" (запрещена в РФ) хотя и заметно ослаблены и в какой-то мере утрачивают свои позиции в секторе Газа, но все еще пользуются поддержкой значительной части населения палестинских территорий, в том числе и на ЗБРИ. Не прекращается их финансовая и моральная поддержка со стороны внешних сил (Иран, Катар, Турция, неправительственные фонды арабских и мусульманских стран).
По мнению экспертов, предложение Трампа носит больше символический характер и является очередной попыткой укрепить позиции США на Ближнем Востоке. Перспективы реализации этого плана упираются в сохраняющиеся фундаментальные противоречия между Израилем и ХАМАС. С одной стороны, Вашингтону на этот раз удалось заручиться широкой международной поддержкой, с другой — механизм реализации плана вызывает серьезные сомнения. Как выше отмечено, для ХАМАС выполнение предложенных условий означает фактический самороспуск по образцу турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК), что лишает это движение политического будущего. Кстати, РПК уже с 2015 года фактически прекратила свою активную деятельность на территории Турции и использовалась турецкими властями лишь как "жупел курдской угрозы", чтобы оправдать свои военно-карательные операции в Сирии и Ираке. Израиль, формально соглашаясь с условиями плана Трампа, открыто оставляет за собой свободу действий и демонстрирует готовность исполнять лишь удобные для него пункты.
Время покажет к чему может привести очередная инициатива Трампа, но пока оснований для оптимизма она не внушает. Для Вашингтона Израиль остается наиболее важным стратегическим партнером и союзником на Ближнем Востоке, и его односторонняя поддержка Трампом без учета интересов палестинцев вряд ли приведет к прочному миру а регионе. Не исключено, что между Израилем и ХАМАС может быть достигнуто очередное непрочное перемирие на какое-то время, но этот застарелый конфликт вряд ли удастся прекратить в ближайшее время.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук