Вадим Макаренко, Kurdistan.ru Сейчас трудно точно сказать, что стало причиной того, что США дали курдам гарантии своего участия в реализации положений конституции, касающихся федеративного устройства и проведения референдума в Киркуке.
Это произошло впервые, хотя потребность в подобных гарантиях и в настойчивом давлении на фактически шиитиское, несмотря на присутствие в нем курдов, правительство Нури эль-Малики с целью принудить его соблюдать конституцию Ирака, была уже давно.
В Ираке принципиально ничего не изменилось. Следовательно, ключ к ответу в США. А именно в том, каким США видят Ирак после своего ухода. Ясно, что уход США из Ирака будет иметь, если не катастрофические, то все равно тяжелые последствия. В отличие от ухода-бегства из Южного Вьетнам, где США на какое-то время оставили власть более слабой стороне конфликта, в Ираке власть уже сейчас находится в руках сильнейшей стороны. Но ясно, что арабы-сунниты, сторона, потерпевшая поражение в войне, тем более, что и курды и шииты были участниками боевых действий на стороне США, чьи основные политические силы и средства, включая и международные, сейчас находятся за рубежом, не смирятся с поражением и, если им не удастся найти взаимно приемлемый компромисс, то начнется что-то вроде афганского варианта развития ситуации. После ухода советских войск развитие событий по такому сценарию быстро привело к падению режима Наджибуллы, который был вооружен и оснащен весьма неплохо. В любом случае, столкновение между арабами-суннитами и арабами-шиитами неизбежно, поскольку речь идет не только о нарушении внутригосударсвенного баланса сил, но и о нарушении баланса внутрирегионального, а последний поддерживался в течение многих столетий.
На чьей стороне окажутся США в том случае, если конфликт выйдет на региональный уровень? Это произойдет де факто, а не формально-юридически, как это происходило и происходит в Афганистане, т.е. формально законно избранное правительство Ирака, а это будет шиитское правительство столкнется с мощным террористическим подпольем. В этом случае США логикой международных обязательств окажутся в положении, когда им будет нужно сделать выбор между международным правом и геополитическими союзниками на Ближнем Востоке. И несмотря на кажущуюся ситуацитю выбора, у США нет выбора. Выбор уже сделан в пользу союзников по региону, т.е. арабских стран. Но США не могут выступать как пособники террористов.
В этой ситуации необходимо создать рычаги давления на Нури эль-Малики, или какого-нибудь другого шиитского политика, который придет к власти в результате выборов. А то, что это будет шиит сомневаться не приходится. Самый надежный рычаг давления в Ираке – это курды. Курды не просто приняли, но и несколько опрежающе реализуют конституцию, прописанную стране послевоенной администрацией. Поддерживать курдов – значит не сворачивать в сторону от конституции. В этой ситуации не важно будет ли у куррдов в парламенте – 21 или 18,5 -20%. Ни та, ни другая цифра не решает вопроса: фактическая власть в стране надолго перешла к шиитам.
Ограничить их власть может только конституция Ирака, которая предусматривает построение федеративного государства. Ясно, что американское военное присутствие в Ираке окончится практически безрезультатно, если не будут созданы этноконфессиональные автономные структуры в регионах. Сделать это можно, только вбив курдский кол в унитарное государственное устройство Ирака, независимо от того, кто окажется во главе его. Если курды получат полный комплект атрибутов государственной автономии при слабом федеративном центре (жесткие, контролируемые изнутри границы; возвращение курдских територий, отрезанных Саддамом; распоряжение региональными средствами; военные формирования), то это подвигнет остальные регионы страны, способные к этно-конфессиональной консолидации, к автономизациии.
Если центральная власть в Багдаде попытается взять реванш в Курдистане, то у США будет хороший повод вмешаться, повторив создание зон безопасности, как это было после 1991 года. Но не имея прежних сил на Ближнем Востоке, США будут нуждаться в территории для базирования своих мобильных сил, что является дополнительным фактором в пользу курдов, которые завершили строительство международного аэрордрома в Эрбиле. Это хорошая основа для передового базирования. Власти Курдистана доказали, что они способны устоять перед террористической угрозой.
Логическим шагом, который напрашивается в этой ситуации, был бы созыв международной конференции по Ираку, что позволило бы юридически оформить не только баланс сил внутри Ирака, но и региональный баланс сил. Все же Ирак – это не Кувейт, и без него расклад сил на Ближнем Востоке сильно изменился. Уйти и оставить этот регион со сломанным хребтом нельзя, поэтому следует ждать дальнейшего проявления линии, которая была впервые заявлена в гарантиях курдам, что 140 статья конституции будет выполнена.
Первая ласточка новой политики США в отношении Ирака
1870 | 0 |