Эли Авидан, "Джерузалем Пост"
Подобно тому, как мы сохранили нашу дружбу с Турцией, хотя она продолжала оказывать поддержку нашим противникам, также и турки должны научиться жить с нашей дружбой и нашей поддержкой курдов.
Долгое время я предупреждал, что мы должны прекратить черно-белое поведение, которое причиняет вред нам и не дает нам возможности продвижения жизненно важных интересов на международной арене, в наших отношениях с палестинцами и арабским миром в целом. История наших отношений с курдским народом и нашего поведения с Турцией, ничем от него не отличается.
Около 130.000 членов курдской(еврейской) общины живут здесь, и их рассказы свидетельствуют о том, что они жили в мире и добрососедстве среди мусульманских соседей.
Тот факт, что они сохранили свое еврейство в районах, удаленных от других еврейских центров, показывает, что евреи Курдистана пользовались уважением и признательностью. Вы видите, что концентрация евреев, живущих в аналогичной изоляции, исчезла за последние годы.
Большинство израильской общественности даже не знает, что еврейский народ в Курдистана происходит от тех, кто прибыли туда после изгнания ассирийскими царями. На первом этапе это изгнание было проведено Салманасом V в 733 г. до н.э., и было завершено его преемником, Саргоном II в 722 году до нашей эры.
Два царя депортировали евреев, проживавших в северном царстве Израиля и к востоку от реки Иордан.
Алия курдских евреев в Израиль началась еще до создания государства, но большинство сообщества иммигрировало после создания государства Израиль, в течение 1950-1954 гг., по приказу раввинов и лидеров общин.
Их эмиграция была не из-за беспорядков и погромов мусульманским населением, среди которого жили евреи, но из-за глубокой любви к Израилю, что побудило их последовать за лидерами общин и оставить свой регион.
У нас есть моральный и исторический долг перед курдским народом во всех географических регионах, в которых они живут, особенно перед курдской общиной в Ираке. На фоне беспорядков, погромов и жестокостей, которым подвегались курдские евреи после основания Государства Израиль и еще до того, был курдский народ который помогал еврейским семьям бежать из Ирака в Турцию, а оттуда достичь Эрец-Исраэль. Я лично знаком с одним инцидентом, делом покойного Фуада Габай, который был повешен на центральной площади Багдада 27 января 1969 вместе с 8 другими, также убитыми правительством.
Его вдова и четверо детей, были арестованы и помещены в лагерь для интернированных. Позднее они были доставлены контрабандным путем в Израиль семьей Барзани, одного из двух основных курдских семей в Ираке.
На протяжении многих лет курды страдали под пятой иракского режима, и их единственным грехом являлось их стремление к независимости, и суннитский мир молчал. Смена правительства в Ираке после падения режима Саддама Хусейна привела к суннитско-шиитской гражданской войны. В 2007 году в прямом эфире на спутниковом канале Катара, самый экстремистский из суннитских проповедников в мире, шейх Юсуф аль-Карадави, который молчал, когда члены курдской общины в Ираке истреблялись во время режима Саддама Хусейна, призвал курдское руководство не забывать, что они являются суннитами, и помочь своим товарищам суннитам против шиитов. Курдское руководство в Ираке не купилось и не помогло.
На протяжении многих лет, члены курдской общины в Израиле, разделяют боль за страдания курдского народа в Ираке и Турции. Я слышал рассказы лидеров сообщества, возвращающихся глубоко тронутыми после путешествия в Турцию, которые после посещения курдских районов, где они во время посещения курдских областей осмотрели наследие и разговаривали с людьми.
За годы тесных связей с Турцией, гнев курдского сопротивления не раз был направлен против Израиля. Наиболее ярким примером этого является 17 февраля 1999 года, когда после объявления турецким судом приговора по делу курдского лидера Абдуллы Оджалан, разъяренная толпа курдов на несколько часов захватила наше консульство в Берлине.
Еврейский народ, который умеет быть благодарным каждому гражданину Польши, России или Германии, который спасал евреев, также должен уметь быть благодарным всем людям, с которыми мы жили в условиях мира, признания и взаимопонимания на протяжении тысяч лет.
Что касается турецкого гнева по поводу такого шага, то надо сказать, что, также как Турция всегда поддерживала хорошие отношения с Израилем, и в то же время иногда поддерживала антиизраильские элементы (последний случай - флотилия в Газу на прошлой неделе, и с этим связаны не только лидеры исламистских партий, такие, как Реджеп Тайип Эрдоган, Неджметтин Эрбакан и Абдулла Гюль, но светские лидеры, такие как Демирель и Эджевит), так что Турция должна хорошо понимать, что наши добрые отношения с ней не заставят нас игнорировать наши моральные обязательства по отношению к курдам, которых международное сообщество в своей самоуверенности забыло и которые стоят за пределами глобальной повестки дня. Курдский народ заслуживает этого, как и любой другой народ.
Мы должны перестать думать в черно-белых тонах. Мы должны принять мировоззрение и междисциплинарную политику, при которых мирное сосуществование предполагает хорошие отношения с Турцией наряду с благодарностью курдскому народу. Мы говорим здесь не о революционной политике. Посмотрите вокруг себя. Многие страны работают в рамках такой политики, которая, как я доказываю, являются гораздо более эффективной и этичной.
Ели Авидан - председатель Smart Middle East Forum
Где наша благодарность курдскому народу?
1952 | 0 |