Выборы 12 июня в Турции привели ее разнообразное, сложное общество гораздо ближе к "моменту истины" с точки зрения двух основных задач: поиска окончательного решения хронического, травматического курдского конфликта и замены ограничительной конституции гражданской.
При явке избирателей в 88 процентов удалось сформировать парламент, где число женщин-депутатов значительно увеличилось. Результаты также показывают, что парламент будет представлять 94 процентов всего электората.
С точки зрения поиска пути к "демократическому закрытию", в настоящее время созрели условия для решения этих задач. "Углубление демократизации", как заключительный этап процесса, сильно помогло в рамках переговорного процесса с Европейским Союзом, что теперь является достижимой задачей.
В выборах было два, а не один очевидных победителя. Партия справедливости и развития (АКП) консолидировала свою политическую поддержку и более сдвинулась в "центр". Курдский "независимый" список кандидатов, представляющих Партию мира и демократии (БДП), политическое крыло Рабочей партии Курдистана ( РПК), умелой избирательной политикой почти в два раза увеличил число своих мест (с 20 до 36) и доказал, что он остается "региональным политическим центром" в курдских провинциях, учитывая необходимость ведения переговоров о прекращении конфликта в парламенте и не через войну в горах.
Очевидно, что обе задачи требуют честной игры двух основных победителей: АКП, которая пользуется массивной, продолжительной общественной поддержкой является ключевым игроком в процессе преобразования Турции и как носитель перехода к демократии, и БДП, которая оказалась весьма солидной силой, устойчивой ко всем усилиям ослабить ее, хотя ее миссия стоит на границе между насилием и демократическим языком.
Курдские голоса по всей стране делятся практически поровну (42 процента было направлено списку БДП и около 45 процентов АКП), и это означает, что сообщение отправлено двум актерам, которым следует общаться друг с другом под крышей нового парламента.
Очевидно, что само существование курдской конфликта с участием около 14 млн. курдов в стране (свежие цифры по последнему опросу Конда), является мощным напоминанием о неизбежности новой конституции, так как нынешняя полностью отказывает им в их существовании и требованиях. Так что, Турция после выборов будет сценой для "танго на двоих," с чрезвычайно трудной хореографией.
Годы кровопролития и отказ означают, что вопрос сейчас гораздо сложнее, чем раньше. Он включает в себя такие сложные проблемы, как прекращение огня боевиками РПК (около 7000 находятся в горах Турции и Ирака), сложение оружия, всеобщая амнистия и, конечно же, перемещение Абдуллы Оджалана – заключенного лидера РПК - под домашний арест. Он включает в себя решительный процесс примирения, включая также диаспоры курдов в Европе с методологией, которая должна быть принята всеми заинтересованными сторонами.
Это должно будет идти рука об руку с самой большой проблемой, стоящей перед победоносной АКП: новая конституция. Наиболее трудно продавить через турецкое большинство для Эрдогана будет ту часть, которая связана с курдами: язык, образование, национальность и децентрализации.
Хотя БДП выступает с максималистским подходом, многие курды говорят, что они были бы удовлетворены проектом текста, который не был бы связан ни с каким национализмом, не отмечая в ней их этническую идентичность.
Наиболее проблематичная часть, однако, как определить и спроектировать модель децентрализации власти, некоторые формы децентрализации, необходимость в сегодняшней Турции. Но какова должна быть модель? Германия, Канада, Испания? Или смесь всего? Никто, кажется, не знает, и что еще хуже, общественность очень чувствительна к любым предложениям. Разрыв между курдами и турками угрожает расшириться.
Добавляет сложности то, что Народно-Республиканская партия (НРП) находится в настоящее время в условиях внутренней борьбы из-за недовольства результатами выборов и должна выбирать между старой идентичностью, как "кемалистской" и переходом на пути к подлинной социал-демократии. Сообщения Кемаля Кылычдароглу во время выборов в отношении курдского вопроса звучали многообещающе, и есть надежда, что он не разочарует в ожидаемой "исторической помощи" для проведения реформ.
Эрдоган уже пообещал, что он "протянет руку и будет искать консенсус." Важно, чтобы он сделал все возможное, чтобы играть ведущую роль в процессе и сумел объединить Турцию для гражданского, демократического общественного договора.
Если в новом парламенте есть общая воля для замены конституции, страна, наконец, сможет освободиться от цепей военного переворота 1980 года (ряд ограничительных законов и строгих институтов), которые до сих пор оставляли общество "полусвободным". Этот шаг является необходимым условием для вступления Турции в ЕС в качестве полноправного члена, а также истинным образцом для всего арабского мира, который борется за "свободный порядок", и глаза которого устремлены на Турцию. По сути, она является также тем, что было главной темой этих выборов: открыть новую страницу для всего мира, чтобы показать, что полномасштабная демократия возможна в преимущественно мусульманской стране и что такая страна может решать свои основные внутренние конфликты иными методами, кроме подавления.