Курдские силы пешмарга в провинции Дияла в настоящее время имеют дело с последствиями незавершенных дел, которые можно было решить давным-давно при условии воли, доверия и инициативы с обеих сторон.
Проблемы в спорных районах провинции Дияла поставили под сомнение то, что регион отложил в долгий ящик еще один вопрос: давно необходимого урегулирования иракской нефтегазовой промышленности.
Однако всего лишь вопрос времени чтобы и он привел к очередному противостоянию. Неорганизованность, разобщенность и безалаберное отношение курдов позволяет элементам в ближайшем окружении премьер-министра Нури аль-Малики контролировать программу развития природных ресурсов Ирака.
После беседы с источникам, знакомыми с вопросом, вот что мы имеем:
Ранее в этом году премьер-министр Регионального правительства Курдистана (КРГ) Бархам Салих заключил договор с аль-Малики в Багдаде об экспорте из Курдистана. Это было воспринято как мера укрепления доверия, и многие увидели в этом первый признак потенциального прорыва в долгосрочном тупике по вопросу нефти и газа.
Это соглашение дало более чем 10 млн. долларов в день в бюджет Ирака, но не было одобрено так называемыми партнерами курдов в правительстве Багдада.
Для того чтобы оплатить затраты на добычу нефти международными компаниями в регионе, было решено, что КРГ будет направлено из Багдада до 50 процентов экспортных доходов КРГ. Первоначальный взнос в 243 млн. долларов был сделан в мае этого года - но с тех пор, ничего.
Для высокопоставленных политиков во главе с аль-Малики, похоже, идеологически глубоко неприемлема реализация конституционных статей, которые четко указывают, что регионы должны сами распоряжаться неразведанными природными ресурсами.
Увидев, что многие курдские политики отвлеклись или не знают о проблеме, власти в Багдаде изменил условия сделки с Эрбилем. В отношении платежей были выставлены новые условия, которые не были в первоначальном соглашении, подписанном курдским премьер-министром.
Багдад заявил, что никаких дополнительных выплат не будет до поступления результатов проверки компаний. По мнению аналитиков, такой процесс аудита является обязательным для всех международных нефтяных компаний в Ираке, и часто занимает несколько месяцев.
Но, по их словам, это ежегодные аудиторские проверки. "Компании, работающие на юге Ирака, например "ВР", не обязаны представлять аудит перед каждой выплатой восстановленной прибыли", сказал источник, знакомый с вопросом.
Видимо, это не было частью соглашения, которое Салих заключил с Малики. Эти условия, как сообщается, были навязаны Министерству финансов в Багдаде вице-премьером и бывшим министром нефти Хусейном Шахристани, который известен своей жесткой позицией по централизованному управлению.
Международные компании-экспортеры нефти из Курдистана, как сообщается, пригрозили остановить производство в течение ближайших нескольких недель, если платежи не будут производиться в соответствии с согласованным механизмом.
31 января я писал об отношениях между Эрбилем и Багдадом, и о том как эти два города связаны сагой напряженности по нескольким вопросам.
Вышесказанное ясно показывает, что мы движемся к новому серьезному кризису.
Рост нефтяной и газовой промышленности в Курдистане является одним из немногих экономических успехов в этом регионе, но она еще требует большой работы и организации. Возможно, курдское руководство не относится к этому серьезно или же не понимает серьезность проблемы. А к ним, в свою очередь, несерьезно относятся в Багдаде.
Открытая, организованная и прозрачная нефтегазовая промышленность является жизненно важной для будущего Курдистана. Кажется, что портфелем должен заняться непосредственно президент Курдистана Масуд Барзани для того, чтобы он серьезно воспринимался в Багдаде.
При правильных советах и консультациях, он мог бы публично и четко изложить стратегическую повестку дня по нефтегазовой отрасли Курдистана.
Вопрос этот слишком важен, чтобы оставлять его курдским представителям в Багдаде или другим лицам в иракском Курдистане, которых не принимают всерьез в Багдаде.
Хива Осман - региональный директор Института исследований войны и мира в Ираке, ранее служил в качестве советника по СМИ президента Ирака Джалала Талабани.