К ситуации в небольшой по территории и численности (несколько десятков тысяч человек) Республике Южная Осетия вновь приковано внимание российской и международной общественности. Непосредственным поводом к этому послужил инцидент 9 февраля текущего года, когда представители государственных силовых структур в масках и с автоматическим оружием в руках в 18.30 по местному времени ворвались в штаб-квартиру победившей на прошедших в стране президентских выборах Аллы Джиоевой. Якобы, таким образом, власти хотели доставить ее на допрос в прокуратуру в качестве свидетеля и провести обыск в ее квартире. Поступающая из Цхинвала информация по этому случаю противоречива: сторонники А.Джиоевой утверждают, что ее ударили прикладом и пытались силой вынести на улицу, власти опровергают это, но в любом случае подтверждается, что в результате действий силовиков женщина была срочно госпитализирована, находится в реанимации с предварительным диагнозом – гипертонический криз, инсульт. Похоже на то, что поставленная властями цель: вывести А.Джиоеву любой ценой из борьбы за пост главы государства - достигнута.
Каковы бы ни были официальные версии случившегося с А.Джиоевой инцидента, он был воспринят крайне негативно общественностью республики и за рубежом. Бывший министр образования, женщина в возрасте, получившая безоговорочную поддержку на президентских выборах со стороны большей части населения страны, безусловно, не должна была подвергаться столь унизительной и опасной для ее здоровья "спецоперации". Не следует также забывать, что на Кавказе уважительное отношение к пожилым людям и женщинам является важной частью культуры и вековых традиций.
Предыстория конфликта такова. Как известно, международные наблюдатели, в числе которых были и российские, не усмотрели каких-либо серьезных нарушений в ходе состоявшихся 27 ноября 2011 года президентских выборов в РЮО и признали их вполне демократичными и легитимными.
Однако, председатель Верховного суда Южной Осетии заявил, что поступила жалоба на нарушения в ходе выборов от партии "Единство", в связи с чем, высшая судебная инстанция республики запретила обнародование любой информации, касающейся итогов голосования, и вынесла решение признать выборы недействительными. Каких-либо конкретных фактов в обоснование такого решения приведено не было, разъяснительной работы среди населения и в местных СМИ не проводилось. Позднее ЦИК РЮО назначил новые президентские выборы на 25 марта 2012 года. Это спровоцировало массовые протестные выступления сторонников А.Джиоевой. В конце концов, в республике при посредничестве России был достигнут компромисс — президент Э.Кокойты уходит в отставку, предполагалась также отставка генпрокурора Т.Хугаева, его заместителя Э.Кокоева и председателя Верховного суда А.Биченова. Однако парламент не утвердил отставку Хугаева и Биченова. В ответ А.Джиоева отозвала свою подпись под соглашением с властями, объявила запланированную на 25 марта 2012 года вторую попытку проведения выборов нелегитимной и на 10 февраля назначила свою инаугурацию в качестве президента РЮО.
Победа А.Джиоевой на президентских выборах означала не просто факт оказания ей народом большего доверия, чем сопернику – ставленнику нынешней власти, министру МЧС Анатолию Бибилову, но фактический провал политики использования на выборах административного ресурса, грязных политтехнологий, давления и финансовых вливаний со стороны заинтересованных частных и государственных структур, местных и российских чиновников. За несколько дней до голосования Президент России встретился с А.Бибиловым во Владикавказе и, тем самым, поддержал его на высшем уровне. Д.Медведев назвал А.Бибилова "человеком, известным не только в своей республике", который "активно работает с нашими ребятами и решает очень сложные задачи" (Интерфакс).
И, тем не менее, оппозиционный кандидат уверенно победила ставленника местных властей и Кремля. Голосование за А.Джиоеву мотивировалось, в первую очередь, вполне созревшими к тому времени протестными настроениями населения РЮО, вызванными катастрофической ситуацией в сфере восстановления разрушенного войной 2008 года народного хозяйства и жилищного фонда. Выделенные на это деньги российских налогоплательщиков бессовестно разворовывались российскими и местными чиновниками. Президент Э.Кокойты и, назначенный по представлению Минрегионразвития России главой правительства РЮО челябинский предприниматель Вадим Бровцев, оказались неспособными к адекватному управлению новым государством в условиях мирного времени. Здесь был тот же "букет" проблем, что и в России (высокий уровень коррупции, клановость, непомерно раздутые штаты чиновников и силовых структур, сращивание их с организованной преступностью, игнорирование властями элементарных прав и свобод граждан). Сам Э.Кокойты, оправдываясь в причинах срыва восстановительных работ, вынужден был признать, что некоторые российские подрядные организации, в частности, "Спецстрой России", который является федеральным органом исполнительной власти, завышали стоимость проектов на порядок (в 10 раз). Полученные из РФ 43 млрд. рублей поступали из разных источников: более 30 млрд. - из российского бюджета, 10 млрд. вложил "Газпром", 2 млрд. - правительство Москвы и еще 1 млрд. рублей -благотворительный спецсчет. На эти деньги в республике должны были построить и восстановить жилье, дороги, больницы и объекты инфраструктуры. С 2008 года в республике не утихают коррупционные скандалы, связанные с расхищением этих денег и гуманитарной помощи. Фигурантами уголовных дел становятся чиновники, строители и предприниматели. И, если в России, при ее масштабах, такие кражи стали нормой и, как бы не замечаются властями, то в маленькой Южной Осетии все на виду: видно, кто и как ворует. Поэтому поддержка А.Джиоевой избирателями была, безусловно, протестным голосованием против нынешних южноосетинских властей.
Москва, поддержав решение признать выборы президента РЮО недействительными, а, по мнению местных политиков именно кураторы Кремля и инициировали такое решение, тем самым, противопоставила себя большинству населения РЮО и, по сути дела, усилила раскол южноосетинского общества. С одной стороны "баррикад" оказались простые люди, пережившие блокаду, гражданскую войну с Грузией, выстрадавшие свою свободу и независимость, но по-прежнему во многом зависимые экономически от России. У многих из них нет работы, нет жилья, нет помощи в развитии сельского хозяйства. Республика практически находится в международной изоляции и блокаде со стороны Грузии. С другой стороны, - дорвавшиеся до власти коррумпированные чиновники, силовики, криминальные и полукриминальные структуры, которые образовали довольно тесные коррупционные связи на линии Цхинвали-Владикавказ-Москва. Они своими действиями дискредитируют вклад России в защиту Южной Осетии от агрессивных устремлений Тбилиси, выделяемую из бюджета РФ финансовую и другую помощь.
Складывается впечатление, что прошедшее с августа 2008 года время было бездарно растрачено российскими чиновниками, отвечающими за цхинвальское направление. РЮО нуждалась не только в военной и финансово-экономической помощи, но и в строительстве гражданского общества и демократических институтов власти. К сожалению, такого опыта у самих российских чиновников просто нет. Уже и в самой России пресловутые "вертикаль власти" и "суверенная демократия" вызывают все большее недовольство общественности. Ставка в Цхинвале на лояльных Кремлю, но непопулярных в народе и коррумпированных руководителей, потерпела фиаско. А ведь Южная Осетия – это не просто небольшая, частично признанная республика, а как бы "пилотный проект" России на Кавказе. И в Тбилиси, и в Баку, и в Ереване, и в западных странах, СНГ, да и в самой России, особенно в республиках Северного Кавказа, все более пристально присматриваются к событиям в Южной Осетии. Сможет ли республика преодолеть кризис власти, социально-экономическую отсталость и состояться как самостоятельное государство, добьется ли успехов в строительстве гражданского общества и демократических институтов – это будет во многом и заслугой России. Возобладают ли в республике силовые методы решения внутренних проблем, сохранят ли власть коррупционеры и их российские кураторы – это будет дискредитацией российской внешней политики и в целом, нынешней российской власти.
Главным, как представляется, на данном этапе для республики является создание условий для преодоления раскола общества, избрания пользующихся доверием народа руководителей и перехода к строительству подлинно демократического современного государства.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович